Безбашенный дизайн Владимира Кана

Оформление выставочных стендов, как объект дизайнерской мысли

На чтение: 6 мин.

Не все помнят, что Эйфелева башня задумывалась, как временное сооружение для парижской Всемирной выставки 1889 года и фактически, Гюстав Эйфель – «отец» современных выставочных дизайнеров

Мы взяли интервью у Владимира Кана, человека связавшего свою творческую жизнь и карьеру с дизайном выставочных стендов

Владимир Кан
Владимир Кан

Как вы стали дизайнером выставок?
– Я учил­ся на худ­гра­фе КазНПУ им. Абая, и на тре­тьем кур­се нас на­ча­ли зна­ко­мить с аза­ми 3D-гра­фи­ки. Мне на­столь­ко это по­нра­ви­лось, что я ку­пил са­мо­учи­тель по 3ds Max 5 и це­лы­ми дня­ми, до­ма мо­де­ли­ро­вал раз­ные пред­ме­ты. В ко­неч­ном сче­те у ме­ня по­лу­чил­ся ка­кой-то на­тюр­морт с кни­гой, го­ря­щей све­чой, яб­ло­ком и це­пью. А ко­гда при­нес ра­бо­ту пре­по­да­ва­те­лю, он с тру­дом по­ве­рил, что я это сде­лал сам. То­гда же, на тре­тьем кур­се, я на­шел под­ра­бот­ку: по­мощ­ни­к ви­зу­а­ли­за­то­ра ин­те­рье­ров. То есть, си­дел ди­зай­нер и го­во­рил мне, что и как на­до ви­зу­а­ли­зи­ро­вать.

По­сле бы­ла ра­бо­та на пол­став­ки, где я за­ни­мал­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем ку­хон­ных гар­ни­ту­ров, ви­зу­а­ли­за­ци­ей ин­те­рье­ров. Этой ра­бо­те я был страш­но рад, по­то­му что мог по­свя­щать ей сво­бод­ное вре­мя по­сле за­ня­тий в уни­вер­си­те­те и по­лу­чать при этом 300 дол­ла­ров в ме­сяц. На тот мо­мент это бы­ли для ме­ня от­лич­ные день­ги.

Ди­плом я за­щи­тил то­же по 3D-ви­зу­а­ли­за­ции. По­сле че­го стал ис­кать на­сто­я­щую се­рьёз­ную ра­бо­ту. Для од­ной из ал­ма­тин­ских вы­ста­воч­ных ком­па­ний сде­лал проб­ный ис­пы­та­тель­ный про­ект, как я его се­бе то­гда пред­став­лял, ведь ни ма­лей­ше­го по­ня­тия о спе­ци­фи­ке ра­бо­ты вы­ста­вок у ме­ня не бы­ло. Но ра­бо­то­да­те­лям про­ект по­нра­вил­ся и ме­ня при­ня­ли. Так, мож­но счи­тать, что не­по­сред­ствен­но вы­ста­воч­ным ди­зай­ном я за­ни­ма­юсь с 2006 го­да.

Выставочный стенд для "ТрансКонтейнер"

Дол­жен ска­зать, что я сра­зу по­чув­ство­вал – это мое. По хо­ду ра­бо­ты и обу­чал­ся, и вни­кал в тон­ко­сти этой сфе­ры, и вза­и­мо­дей­ство­вал с про­из­вод­ством, бла­го на­чаль­ство бы­ло очень ло­яль­ным.

Вре­мя ра­бо­ты в DINEX как раз сов­па­ло с эпо­хой боль­ших вы­ста­вок в Ал­ма­ты, та­ких, как KIOGE, Autoshow, Kitf и про­чи­ми. За­каз­чи­ки тра­ти­ли хо­ро­шие день­ги для уча­стия в вы­став­ках, все па­ви­льо­ны бы­ли за­ня­ты, бы­ло мно­го до­ро­гих экс­клю­зив­ных стен­дов. Сей­час си­ту­а­ция силь­но из­ме­ни­лась в худ­шую сто­ро­ну, к со­жа­ле­нию.

Как вы пришли во фриланс?

– В 2010 го­ду я ре­шил по­про­бо­вать се­бя во фри­лан­се. Прав­да, по­лу­чить опыт бы­ло не у ко­го – зна­ко­мых фри­лан­се­ров не бы­ло, об этом по­чти ни­кто не го­во­рил – ка­ким об­ра­зом стро­ить вза­и­мо­от­но­ше­ния и вза­и­мо­рас­че­ты с за­каз­чи­ка­ми, то­же бы­ло не­яс­но. Для на­ча­ла я раз­ме­стил­ся на рос­сий­ской бир­же фри­лан­се­ров, со­брал порт­фель и бук­валь­но в первую же не­де­лю на­ча­ли по­сту­пать за­ка­зы из Моск­вы. Ска­зать, что я был рад – ни­че­го не ска­зать, де­лать про­ек­ты для Моск­вы, в мо­ем по­ни­ма­нии, бы­ло про­сто кос­мо­сом. На пер­вых по­рах бы­ли не­боль­шие труд­но­сти с по­ни­ма­ни­ем про­цес­сов за­стро­ек в Москве (тре­бо­ва­ния жест­че, сро­ки бо­лее сжа­тые, да и во­об­ще ритм ра­бо­ты бо­лее энер­гич­ный), а так­же с от­ла­жи­ва­ни­ем ме­ха­низ­мов опла­ты. При­шлось мно­го­му на­учить­ся, но де­ло пошло, и в це­лом пошло не­пло­хо. В 2011 я ре­шил уй­ти пол­но­стью во фри­ланс и оста­вить ос­нов­ное ме­сто ра­бо­ты. На дан­ный мо­мент я со­труд­ни­чаю с ком­па­ни­я­ми из США, ОАЭ, Гер­ма­нии, Лит­вы, Рос­сии и Ка­зах­ста­на.

Выставочный стенд компании "Кедр"

Нужны ли какие-то особенные знания, чтобы проектировать выставочные стенды?

– Да, сфе­ра очень спе­ци­фич­ная. Есть жест­кая связ­ка меж­ду вы­став­ка­ми, бюд­же­та­ми на за­строй­ку и пло­ща­дя­ми стен­дов. Пра­ви­ла за­стро­ек на вы­став­ках так­же раз­ные, са­мые жест­кие – в Ев­ро­пе. Там, на­при­мер, очень стро­гие тре­бо­ва­ния к без­опас­но­сти со­ору­же­ния и к про­смат­ри­ва­е­мо­сти вы­ста­воч­но­го про­стран­ства. Так­же на­до по­ни­мать, что не­по­сред­ствен­но на за­строй­ку стен­да да­ёт­ся не бо­лее не­де­ли, а в боль­шин­стве слу­ча­ев три дня. То есть, это то вре­мя, за ко­то­рое за­строй­щик дол­жен за­ехать в па­ви­льон с ма­те­ри­а­ла­ми и по­ста­вить к вы­став­ке го­то­вый чи­стый стенд, а стен­ды бы­ва­ют очень и очень слож­ны­ми. И вот этот мо­мент то­же на­до учи­ты­вать – кон­струк­ции долж­ны быть лёг­ки­ми, проч­ны­ми, при­вле­ка­тель­ны­ми и по воз­мож­но­сти не­до­ро­ги­ми.

Вы занимаетесь выставками уже 11 лет, что изменилось за это время в дизайне?

– В ди­зай­не по­сто­ян­но что-то ме­ня­ет­ся, хо­тя в ос­но­ве все рав­но оста­ет­ся опре­де­лен­ный кар­кас. В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся све­то­ди­о­ды, бла­го­да­ря че­му на по­кой от­пра­ви­лись лам­пы днев­но­го све­та и не­о­но­вая под­свет­ка. По­яви­лись до­ступ­ные жёст­кие и гиб­кие LED-экра­ны, спо­соб­ные мас­шта­би­ро­вать­ся до лю­бых раз­ме­ров и форм, а так­же раз­лич­ные ин­тер­ак­тив­ные муль­ти­ме­дий­ные раз­вле­че­ния вро­де до­пол­нен­ной ре­аль­но­сти.

Тут мно­гое еще за­ви­сит от ме­ста про­ве­де­ния вы­став­ки. На­при­мер, в США вы­став­ки безум­но до­ро­гие, и там в ос­нов­ном ра­бо­та­ют с мо­биль­ны­ми мно­го­ра­зо­вы­ми стен­да­ми, где на кар­кас на­тя­ги­ва­ет­ся ткань с пе­ча­тью. Ев­ро­пей­цы лю­бят ас­ке­тич­ный эко-ди­зайн с про­ду­ман­ной эр­го­но­ми­кой и оп­ти­маль­ным со­че­та­ни­ем це­на-эф­фект­ность. В ОАЭ пред­по­чи­та­ют боль­шие бюд­же­ты и кич. Ки­тай – это во­об­ще ка­кой-то ха­ос, не под­да­ю­щий­ся си­сте­ма­ти­за­ции. Но я ста­ра­юсь ори­ен­ти­ро­вать­ся на ев­ро­пей­цев, у них в сфе­ре вы­ста­вок очень бо­га­тый опыт, и они де­ла­ют ре­аль­но кру­тые ве­щи. С моск­ви­ча­ми то­же очень при­ят­но ра­бо­тать, по­то­му что боль­шин­ство из них – от­лич­ные про­фес­си­о­на­лы и со­труд­ни­чать с ни­ми лег­ко, в пла­не ди­зай­на у них все­гда есть, че­му по­учить­ся, есть очень силь­ные ком­па­нии.

Выставочный стенд компании BD. Becton Dickinson

У вас в портфолио более 900 стендов, как удается все время удивлять клиента? Есть ли в ваших работах узнаваемые «фишки»?

– Все­гда ста­ра­юсь к каж­до­му кли­ен­ту по­дой­ти ин­ди­ви­ду­аль­но, со­глас­но его фир­мен­но­му сти­лю и за­про­сам. Но тут не по­след­нюю роль иг­ра­ет бюд­жет и воз­мож­но­сти про­из­вод­ства. При­ду­мать мож­но аб­со­лют­но лю­бой «кос­мос», но вой­дет ли он в бюд­жет, и мож­но ли бу­дет его по­стро­ить фи­зи­че­ски – это во­прос. По­это­му все­гда при­хо­дит­ся ис­кать ком­про­мисс меж­ду ди­зай­ном, бюд­же­том, воз­мож­но­стя­ми за­строй­щи­ка и тре­бо­ва­ни­я­ми ор­га­ни­за­то­ра вы­ста­вок. Вот это­го ба­лан­са кли­ент обыч­но и ждёт.

Что нужно для того, чтобы стенд получился достойно? Насколько заказчик должен довериться вам?

– Есть од­на спе­ци­фи­че­ская сто­ро­на – 95% за­ка­зов при­хо­дят от ком­па­ний-за­строй­щи­ков. И то­гда это ра­бо­та в связ­ке с ме­не­дже­ром, ино­гда да­же кре­а­тив­ной ко­ман­дой. До то­го, как про­ект уви­дит не­по­сред­ствен­но за­каз­чик, он пре­тер­пе­ва­ет не­ко­то­рые из­ме­не­ния и до­ра­бот­ки со сто­ро­ны про­из­вод­ства. 5% за­ка­зов при­хо­дят от ком­па­ний-участ­ни­ков на­пря­мую. С ни­ми, ко­неч­но, про­ще. Но в лю­бом слу­чае про­ект раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся со­глас­но тех­ни­че­ско­му за­да­нию, в ко­то­ром за­каз­чи­ком из­на­чаль­но из­ло­же­но при­бли­зи­тель­ное ви­де­ние ко­неч­но­го ре­зуль­та­та.

Выставочный стенд для "Газпромбанк"Чем кроме выставок вы занимаетесь профессионально?

– Только выставками.

Как удается планировать время? Вы уделяете внимание тайм-менеджменту?

– Тайм-ме­недж­мент на фри­лан­се – са­мый слож­ный во­прос. За­гнать се­бя в жест­кий гра­фик труд­но, но ста­ра­юсь най­ти ком­про­мисс меж­ду ра­бо­той, лич­ным вре­ме­нем и спор­том, хо­тя по­чти все вре­мя от­ни­ма­ет ра­бо­та. Я вы­ра­бо­тал для се­бя свод пра­вил и ста­ра­юсь им сле­до­вать: не ме­нее трёх раз в не­де­лю по­се­щать тре­на­жёр­ный зал, ло­жить­ся спать не позд­нее ча­са но­чи, вы­ход­ные по­свя­щать се­мье. Ес­ли го­во­рить о пла­ни­ро­ва­нии ра­бо­че­го про­цес­са, то он у ме­ня то­же си­сте­ма­ти­зи­ро­ван – я ве­ду гра­фик за­ка­зов, и ко­гда об­ра­ща­ет­ся кли­ент, я не обе­щаю ему сде­лать всё и сра­зу, а вно­шу его в свой гра­фик и чест­но го­во­рю, что мою ра­бо­ту он смо­жет уви­деть че­рез две не­де­ли, на­при­мер, а ино­гда и поз­же.

Выставочный стенд для Capelli Sport

Работаете в одиночку или под вашим началом творческий коллектив?

– Сей­час по­ти­хонь­ку во­вле­каю су­пру­гу в вы­ста­воч­ный ди­зайн, от­даю ей не­боль­шие про­стые по фор­ме за­ка­зы.

Учитывая, что выставки проводят на регулярной основе, наверняка основной костяк клиентов – постоянные?

– Ком­па­нии-за­строй­щи­ки в боль­шин­стве сво­ем по­сто­ян­ные. Про­ек­ты в 90% слу­ча­ев раз­ные, про­цен­тов 10 – те, ко­то­рых я уже очень хо­ро­шо знаю и для ко­то­рых по­сто­ян­но де­лаю про­ек­ты, прак­ти­че­ски со 100% по­па­да­ни­ем с пер­во­го ра­за.

Выставочный стенд для "Роснефть"

Какой совет вы бы дали дизайнерам, впервые столкнувшимся с проектированием выставочного стенда

– Очень ин­те­рес­ные и не­обыч­ные про­ек­ты за­ча­стую по­лу­ча­ют­ся у лю­дей, еще не во­гнав­ших се­бя в про­из­вод­ствен­ные рам­ки. По­это­му, ес­ли сто­ит за­да­ча сде­лать ди­зайн – де­лай­те. Глав­ное – не бо­ять­ся. Каж­дый год воз­мож­но­сти у за­строй­щи­ков стро­ить не­стан­дарт­ные про­ек­ты ста­но­вят­ся все ши­ре. В ко­неч­ном ито­ге, ес­ли ди­зайн за­це­пит за­каз­чи­ка, и де­ло дой­дет до про­из­вод­ства – все вне­сут со сво­ей сто­ро­ны кор­рек­ти­ров­ки и по­лу­чит­ся хо­ро­ший про­ект.

www.3dots.design

Loading

Предыдущая статьяЧеловек на балконе
Следующая статьяЧеловек на балконе-2