Не все помнят, что Эйфелева башня задумывалась, как временное сооружение для парижской Всемирной выставки 1889 года и фактически, Гюстав Эйфель – «отец» современных выставочных дизайнеров
Мы взяли интервью у Владимира Кана, человека связавшего свою творческую жизнь и карьеру с дизайном выставочных стендов
Как вы стали дизайнером выставок?
– Я учился на худграфе КазНПУ им. Абая, и на третьем курсе нас начали знакомить с азами 3D-графики. Мне настолько это понравилось, что я купил самоучитель по 3ds Max 5 и целыми днями, дома моделировал разные предметы. В конечном счете у меня получился какой-то натюрморт с книгой, горящей свечой, яблоком и цепью. А когда принес работу преподавателю, он с трудом поверил, что я это сделал сам. Тогда же, на третьем курсе, я нашел подработку: помощник визуализатора интерьеров. То есть, сидел дизайнер и говорил мне, что и как надо визуализировать.
После была работа на полставки, где я занимался проектированием кухонных гарнитуров, визуализацией интерьеров. Этой работе я был страшно рад, потому что мог посвящать ей свободное время после занятий в университете и получать при этом 300 долларов в месяц. На тот момент это были для меня отличные деньги.
Диплом я защитил тоже по 3D-визуализации. После чего стал искать настоящую серьёзную работу. Для одной из алматинских выставочных компаний сделал пробный испытательный проект, как я его себе тогда представлял, ведь ни малейшего понятия о специфике работы выставок у меня не было. Но работодателям проект понравился и меня приняли. Так, можно считать, что непосредственно выставочным дизайном я занимаюсь с 2006 года.
Должен сказать, что я сразу почувствовал – это мое. По ходу работы и обучался, и вникал в тонкости этой сферы, и взаимодействовал с производством, благо начальство было очень лояльным.
Время работы в DINEX как раз совпало с эпохой больших выставок в Алматы, таких, как KIOGE, Autoshow, Kitf и прочими. Заказчики тратили хорошие деньги для участия в выставках, все павильоны были заняты, было много дорогих эксклюзивных стендов. Сейчас ситуация сильно изменилась в худшую сторону, к сожалению.
Как вы пришли во фриланс?
– В 2010 году я решил попробовать себя во фрилансе. Правда, получить опыт было не у кого – знакомых фрилансеров не было, об этом почти никто не говорил – каким образом строить взаимоотношения и взаиморасчеты с заказчиками, тоже было неясно. Для начала я разместился на российской бирже фрилансеров, собрал портфель и буквально в первую же неделю начали поступать заказы из Москвы. Сказать, что я был рад – ничего не сказать, делать проекты для Москвы, в моем понимании, было просто космосом. На первых порах были небольшие трудности с пониманием процессов застроек в Москве (требования жестче, сроки более сжатые, да и вообще ритм работы более энергичный), а также с отлаживанием механизмов оплаты. Пришлось многому научиться, но дело пошло, и в целом пошло неплохо. В 2011 я решил уйти полностью во фриланс и оставить основное место работы. На данный момент я сотрудничаю с компаниями из США, ОАЭ, Германии, Литвы, России и Казахстана.
Нужны ли какие-то особенные знания, чтобы проектировать выставочные стенды?
– Да, сфера очень специфичная. Есть жесткая связка между выставками, бюджетами на застройку и площадями стендов. Правила застроек на выставках также разные, самые жесткие – в Европе. Там, например, очень строгие требования к безопасности сооружения и к просматриваемости выставочного пространства. Также надо понимать, что непосредственно на застройку стенда даётся не более недели, а в большинстве случаев три дня. То есть, это то время, за которое застройщик должен заехать в павильон с материалами и поставить к выставке готовый чистый стенд, а стенды бывают очень и очень сложными. И вот этот момент тоже надо учитывать – конструкции должны быть лёгкими, прочными, привлекательными и по возможности недорогими.
Вы занимаетесь выставками уже 11 лет, что изменилось за это время в дизайне?
– В дизайне постоянно что-то меняется, хотя в основе все равно остается определенный каркас. В последнее десятилетие широко применяются светодиоды, благодаря чему на покой отправились лампы дневного света и неоновая подсветка. Появились доступные жёсткие и гибкие LED-экраны, способные масштабироваться до любых размеров и форм, а также различные интерактивные мультимедийные развлечения вроде дополненной реальности.
Тут многое еще зависит от места проведения выставки. Например, в США выставки безумно дорогие, и там в основном работают с мобильными многоразовыми стендами, где на каркас натягивается ткань с печатью. Европейцы любят аскетичный эко-дизайн с продуманной эргономикой и оптимальным сочетанием цена-эффектность. В ОАЭ предпочитают большие бюджеты и кич. Китай – это вообще какой-то хаос, не поддающийся систематизации. Но я стараюсь ориентироваться на европейцев, у них в сфере выставок очень богатый опыт, и они делают реально крутые вещи. С москвичами тоже очень приятно работать, потому что большинство из них – отличные профессионалы и сотрудничать с ними легко, в плане дизайна у них всегда есть, чему поучиться, есть очень сильные компании.
У вас в портфолио более 900 стендов, как удается все время удивлять клиента? Есть ли в ваших работах узнаваемые «фишки»?
– Всегда стараюсь к каждому клиенту подойти индивидуально, согласно его фирменному стилю и запросам. Но тут не последнюю роль играет бюджет и возможности производства. Придумать можно абсолютно любой «космос», но войдет ли он в бюджет, и можно ли будет его построить физически – это вопрос. Поэтому всегда приходится искать компромисс между дизайном, бюджетом, возможностями застройщика и требованиями организатора выставок. Вот этого баланса клиент обычно и ждёт.
Что нужно для того, чтобы стенд получился достойно? Насколько заказчик должен довериться вам?
– Есть одна специфическая сторона – 95% заказов приходят от компаний-застройщиков. И тогда это работа в связке с менеджером, иногда даже креативной командой. До того, как проект увидит непосредственно заказчик, он претерпевает некоторые изменения и доработки со стороны производства. 5% заказов приходят от компаний-участников напрямую. С ними, конечно, проще. Но в любом случае проект разрабатывается согласно техническому заданию, в котором заказчиком изначально изложено приблизительное видение конечного результата.
Чем кроме выставок вы занимаетесь профессионально?
– Только выставками.
Как удается планировать время? Вы уделяете внимание тайм-менеджменту?
– Тайм-менеджмент на фрилансе – самый сложный вопрос. Загнать себя в жесткий график трудно, но стараюсь найти компромисс между работой, личным временем и спортом, хотя почти все время отнимает работа. Я выработал для себя свод правил и стараюсь им следовать: не менее трёх раз в неделю посещать тренажёрный зал, ложиться спать не позднее часа ночи, выходные посвящать семье. Если говорить о планировании рабочего процесса, то он у меня тоже систематизирован – я веду график заказов, и когда обращается клиент, я не обещаю ему сделать всё и сразу, а вношу его в свой график и честно говорю, что мою работу он сможет увидеть через две недели, например, а иногда и позже.
Работаете в одиночку или под вашим началом творческий коллектив?
– Сейчас потихоньку вовлекаю супругу в выставочный дизайн, отдаю ей небольшие простые по форме заказы.
Учитывая, что выставки проводят на регулярной основе, наверняка основной костяк клиентов – постоянные?
– Компании-застройщики в большинстве своем постоянные. Проекты в 90% случаев разные, процентов 10 – те, которых я уже очень хорошо знаю и для которых постоянно делаю проекты, практически со 100% попаданием с первого раза.
Какой совет вы бы дали дизайнерам, впервые столкнувшимся с проектированием выставочного стенда
– Очень интересные и необычные проекты зачастую получаются у людей, еще не вогнавших себя в производственные рамки. Поэтому, если стоит задача сделать дизайн – делайте. Главное – не бояться. Каждый год возможности у застройщиков строить нестандартные проекты становятся все шире. В конечном итоге, если дизайн зацепит заказчика, и дело дойдет до производства – все внесут со своей стороны корректировки и получится хороший проект.