Андреем Киселев в необычном интервью о том, как VR, смешанная реальность и нейросети создают новые способы взаимодействия с городской средой, предлагая новые уникальные возможности
Андрей Киселев
Архитектор, преподаватель, основатель экспериментального образовательного проекта на стыке архитектуры, дизайна и технологий sintez.space в РАНХиГС, эксперт по нейросетям и VR в архитектуре и дизайне, спикер выставки-форума «Отлично!», которая в этом году проходила при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Андрей, ваша работа включает обучение использованию нейросетей в проектировании и градостроительстве. Можете ли вы привести примеры того, как нейросети могут улучшить эти процессы и какие результаты вы уже наблюдали?
— Так как наша студия вовлечена в большие архитектурные проекты, у меня есть ответы на данные вопросы с точки зрения нашего участия. Например, в области производства графики мы сами используем нейросети для генерации предпроектных визуализаций. В процессе работы мы обращаемся к Stable Diffusion в связке с Control NET и ряду других аналогичных плагинов, которые позволяют нам создавать архитектурные иллюстрации, сохраняя высокую консистентность генерации и сокращая время на производство контента.
В области социологии, нейросети используются нами для анализа больших объемов данных, полученных например от городских жителей или респондентов опросов. Это может включать обработку отзывов и предложений граждан, что позволяет лучше понимать их потребности и ожидания от городских пространств или от определенных частей градостроительных проектов. В соучаствующем проектировании, нейросети помогают нам анализировать мнения различных заинтересованных сторон, что важно для создания более гармоничного и функционального предложения и оптимизированного подхода к выполнению работы.
В целом нейросети активно применяются нами для расшифровки и семантического анализа речи и текстов, что ускоряет обработку информации и повышает качество коммуникации между участниками проекта. Многие из наших работ подразумевают использование языковых моделей для транскрибации и анализа обсуждений на городских форумах, и прочих аналогичных данных. Мы начали предоставлять подобные услуги только с момента достаточного развития языковых моделей. Ранее это было и более трудоемко и менее эффективно. Сейчас мы активно занимаемся этим направлением в рамках студии.
Как вы видите будущее архитектуры и дизайна с учетом быстрого развития цифровых технологий, таких как VR и нейросети? Какие новые возможности и вызовы могут появиться в ближайшие годы?
— Я ожидаю значительные инновации в области VR, но не в привязке к технологии нейросетей. Прогресс VR скорее будет связан с другими направлениями, такими как более емкие аккумуляторы и протоколы связи 5G. Нейросети безусловно подключатся, но позже. Тогда, когда системы будут работать стабильно и возникнет вопрос о пополнении контентом новых VR сред. Сейчас, конечно, много экспериментов на стыке. Но пока это только лишь эксперименты.
Очевидно, что VR может радикально изменить способ, которым архитекторы и градостроители визуализируют и представляют свои работы. Это позволяет заинтересованным сторонам более полно оценить предлагаемые изменения в городском пространстве. Однако это очевидно уже давно, но все никак не наступит то самое будущее, которое рисуется в данном направлении уже почти как сорок последних лет. Создание все инфраструктуры, включая наборы реалистичных трехмерных моделей городских пространств – это сложная задача, требующая значительных ресурсов и времени.
С другой стороны, больше перспектив на мой взгляд имеет сегодня смешанная реальность, которая предлагает новые способы взаимодействия с городской средой, добавляя виртуальные элементы в реальный мир, но не заменяя его полностью. Это открывает двери для создания интерактивных городских интерфейсов, где даже сегодня языковые модели могут играть ключевую роль в облегчении коммуникации между человеком и машиной. Но, опять же, развитие всех этих технологий сильно упирается в существующие аккумуляторы и отсутствие сетей 5G.
Как вы считаете, какие принципы и подходы в использовании цифровых технологий могут быть наиболее эффективными в образовательных проектах в сфере архитектуры и дизайна в Казахстане?
— Что касается образовательных проектов в сфере архитектуры и дизайна, особенно, то здесь важно сосредоточиться на глобальных тенденциях и локальных особенностях. Цифровые технологии, такие как нейросети и VR, предлагают уникальные возможности для обучения и практики. Они позволяют студентам и профессионалам визуализировать свои идеи в трехмерном пространстве, проводить виртуальные экскурсии по архитектурным объектам и экспериментировать с дизайном в интерактивной среде.
Однако, для полноценного использования этих технологий в образовательных проектах, необходимо разработать новые учебные программы и методы обучения, которые интегрируют цифровые инструменты в учебный процесс. Это включает обучение студентов навыкам работы с современным программным обеспечением, развитие критического мышления и способности анализировать и интерпретировать большие объемы данных.
В Казахстане, как и во всем мире, нас ждет переход к более интегрированному и мультидисциплинарному подходу в обучении, где цифровые технологии будут играть ключевую роль.
Автор: Андрей Киселев. Редакторы: ChatGPT, GigaChat. Подготовка запросов: ChatGPT. Иллюстрации: DALL-E3
Текст был подготовлен на основе аудиосообщения Андрея Киселева с помощью нескольких нейросетей: первичная обработка голосового материала Whisper3, семантический анализ и структуризация Giga Chat, редактура Chat-GPT, иллюстрации DALL-E3, подготовка запросов для иллюстраций Chat-GPT. Процесс подготовки проведен специалистами команды sintez.space