Важно опираться на свои кадры, а не звать по каждому поводу иностранцев. Интервью с Алексеем Комовым

Алексей Комов
Алексей Комов

В рамках VI Всероссийской выставки-форума «Отлично!», которая в этом году проходила при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, мы взяли интервью у одного из спикеров мероприятия, Алексея Комова. Он рассказал, почему важна синергия с местными зодчими, зачем нужны архитектурные экскурсии и в чем состоит перспектива сотрудничества между Казахстаном и Россией в области архитектуры

Алексей Комов, главный архитектор Калуги, Первый вице-президент Союза московских архитекторов России, куратор Международного архитектурного фестиваля «Зодчество», член-корреспондент Российской академии художеств.

Ваш опыт работы в качестве главного архитектора в различных городах России, включая Калугу, позволяет вам сравнивать разные архитектурные подходы. Какие уроки из этого опыта могут быть полезными для архитектурного сообщества Казахстана?

— Важно больше опираться на свои кадры, а не звать по каждому поводу иностранных подрядчиков. А если и приглашать, то добиваться максимальной синергии с местными зодчими, знающими «дух места», национальную специфику и обладающими богатым градостроительным опытом.

Надо уважать свою архитектурную школу, глубину еë традиций. Достаточно сравнить высочайший уровень комплексных архитектурных решений в Казахстане советского периода с той же Астаной, построенной Фостером 1, при всëм уважении к зарубежному мастеру.

Феномен Алма-Атинского модернизма входит в сокровищницу архитектуры второй половины 20 века: где гостиница «Казахстан» и Дворец школьников — ярчайшие примеры высокого стиля. Генетический код, зашитый в архитектуре, прежде всего, образный. Создавая в ту пору большие произведения, под началом ведущих архитекторов объединялись скульпторы, художники-монументалисты, дизайнеры, прикладники. Этого нам всем крайне не хватает сейчас.

На посту главного архитектора я занимаюсь, в том числе, воссозданием монументальной среды и просветительской деятельностью. Отреставрированное или воссозданное знаковое мозаичное советское панно для городского самосознания имеет важность не меньшую, чем целая улица новомодных небоскрëбов.

Почему нужно объяснять и устраивать архитектурные экскурсии, лектории, статьи, практикумы? Для того, чтобы показывать, как те же модернизм и классика взаимосвязаны, какие у них общие черты, в чем у них разница, как и где отражается традиция. Как вообще читать среду, архитектуру, город вокруг нас.

Ваш отец, Олег Комов, создал более 30 памятников по всему миру. Как его работа и наследие влияют на ваше видение архитектуры и дизайна?

— В следующем году будет 30 лет, как нет с нами Олега Константиновича Комова — выдающегося скульптора, символа эпохи в нашем искусстве. Поэтому, чем старше я становлюсь, тем всё больше понимаю своего отца, его путь, его метод. Мощная пульсирующая традиция для меня более авангардна сегодня, чем суетливое современное искусство, ставшее навязчивым мейнстримом. Для меня архитектурный реализм — это именно живое восприятие устремлëнной в будущее Традиции с большой буквы. Не важно — национальной, модернистской, любой. Главное, где отношение к образу человека ставится во главу угла.

В отце меня восхищала всегда искренняя и могучая преданность своему призванию, которое невозможно предать или разменять в угоду сиюминутным житейским потребностям. Сегодня, как никогда, я отчетливо и живо чувствую этот нерв. И это осознание помогает, как маяк, не отступить с пути, как бы тяжело порой не были решения тех или иных профессиональных задач.

Кстати, в собрании Алма-Атинского художественного музея есть прекрасная работа моего отца «Северная сказка» 1965 года, периода расцвета так называемого «сурового стиля» в советском искусстве.

Олег Комов. Северная сказка. 1965

Каковы, по вашему мнению, перспективы развития международного сотрудничества в области архитектуры между Россией и Казахстаном?

— Мир сегодня стремительно меняется, нужно осмысливать, осознавать свое местоположение в современной системе координат, которую общими усилиями и создавать. У обеих стран совместное прошлое и самая длинная в мире граница — это означает постоянный культурный и цивилизационный диалог. Для архитекторов это безусловно участие в совместных мероприятиях, конкурсах, форумах.
Как куратор от Союза архитекторов России нашего главного архитектурного международного фестиваля «Зодчество» приглашаю и очень надеюсь на полнокровное участие казахстанских коллег в следующем году с яркой экспозицией, посвящённой современной казахской архитектурной школе.

Казахстан — это суть евразийской цивилизации

Казахстан — это суть евразийской цивилизации — и аграрной и промышленной, и степной, и нефтяной. Мы просто обречены ставить большие совместные задачи, искать общие прорывные решения, где постоянное культурное взаимодействие — залог победного движения в будущее!

Как вы оцениваете выставку-форум «Отлично!»-2023?

— Я очень рад за приглашение поучаствовать в работе жюри форума, а также принять участие в качестве лектора, освещая вопрос применения инструмента мастер-плана для участников-архитекторов. Крайне актуально, что образовательная идея здесь доведена до оптимума, импонирует междисциплинарная доктрина. Мероприятие получилось высокого уровня и очень хотелось бы продолжить сотрудничество с командой «Отлично!». И приглашаю принять участие в программе фестиваля молодых архитекторов «Перспектива», который пройдëт в Москве под эгидой Союза архитекторов России.

Loading

Notes:

  1. Британский архитектор Норман Фостер награжден премией мира и согласия первого президента Казахстана: «за выдающийся вклад в развитие архитектурного искусства, укрепление мира и дружбы, взаимного доверия между народами».

    Норману Фостеру 79 лет, он спроектировал сотни объектов по всему миру.

Предыдущая статьяСферу Нур Алем в Астане украсили виртуальные елочные игрушки, сгенерированные с помощью нейтросети YandexART
Следующая статьяНадо было специально придумать такое время, какое наступило в период санкций. Интервью с Андреем Ординым