Это ЧАТ-интервью с Олесей состоялось 9 июня 2013 года и было опубликовано на форуме designer.kz 1. Публикуем его снова, для вашего удовольствия
Е. Мерзляков: Добрый вечер Олеся, добрый вечер присоединившимся к нам зрителям. В Алмате зной и лень, а как в Караганде?
Олеся Киссер: Всем привет. В Караганде тоже лето 🙂
Чтобы было понятно читателям опиши свою сегодняшнюю профессию или род деятельности?
— Я иллюстратор, который занимается веб-дизайном.
Откуда ты родом и почему сбежала из Алматы?
— Я родилась в Караганде. Из Алматы уехала, потому что мне по ночам стал сниться голос который звал обратно.
Насколько вообще иллюстраторам важна «привязка» к какому-то месту? Или «удаленка» — это обычное состояние профессии? Ведь запросто можно сидеть под пальмой и рисовать себе рисовать…
— Да, можно, и в сугробе тоже) Настолько важна, насколько иллюстратору вообще комфортно жить в данном месте. Пожалуй да, почти все иллюстрации появились в результате удаленной работы, в отличие от сайтов.
Сразу определилась с выбором профессии или это плод метаний?
— У меня диплом графического дизайнера. Когда поступала, даже не знала о такой профессии – «иллюстратор», во всяком случае не думала. Когда обнаружила, что есть такая работа — просто рисовать картинки, испытала огромную радость и даже облегчение ).
Твои университеты?
— КарГУ, профессионально-художественный факультет. Это если официально.
Считаешь ли ты необходимым иметь худграф за плечами чтобы быть успешным?
— Нет, для успешности нужно совсем другое. Я имею в виду, необязательно заканчивать худграф.
Раскрой секрет успешности от Киссер, если можно.
— Если успех – это положительный результат от работы, то он состоит из заинтересованности в работе, энтузиазма и практики.
О, я ожидал маркетологических хитростей. А все как всегда, терпение и труд.
— Да, просто до банальности) ну еще можно в полночь сварить летучую мышь в скорлупе от каштана, тоже помогает.
Вопрос от «телезрителя» Михаила из Актау: «Рисуется на одном дыхании с нуля и до финала, либо с перерывами на обед?»
— Лучше всего, если рисуется на одном дыхании, получаются лучшие картинки. Когда прерываешься на обеды и ужины, нить теряется. Но иногда перерывы неизбежны.
Вопрос от Mirlanius: «Вопрос, на счет собственно рынка, где лучше работается по «удаленке», у нас или за рубежом (Россия и т.п.)»?
— Попробуйте поработать и там, и там, выберите приемлемое для вас. Я работала по «удаленке» и у нас, и в России, разницы особой не было.
Яна Франк в «Дневнике дизайнера-маньяка» писала, что коммерческому иллюстратору крайне важно определиться со стилем, или если ни дай Бог у него пара-тройка стилей, то лучше публиковаться под псевдонимами, как у тебя обстоят дела со стилем?
— Я считаю, что узнаваемый стиль для иллюстратора желателен, но чтобы он появился, необходимо многое попробовать, да и потом новые техники обогащают то, что уже сложилось. Что касается меня, то говорят, что у меня выработался какой-то более-менее свой стиль, но я стараюсь идти дальше.
Просматривая твое портфолио я наткнулся на эту иллюстрацию, она точно твоя (эта и еще «цейлонский чай»)? Расскажи об этой работе. Она тоже из «поисков себя»?
— Да, моя, все что там было ворованного я спрятала перед интервью. Эту картинку я делала года три назад, кажется. Для рекламы ювелирных украшений. Рисовала акварелью на бумаге, по-настоящему. Было несколько картинок, которые я сканировала, вырезала наиболее удачные части из каждой и склеивала. Не могу назвать это поиском себя, скорее, я просто согласилась выполнить работу в непривычной технике. Всегда любила акварель, но для меня это достаточно сложно.
«Живую» акварель цифра пока не заменит? Corel Painter вроде бы предлагает даже скорость высыхания «краски» регулировать.
— Я думаю, что стоит потратить свое время и усилия, чтобы овладеть «живой» акварелью, нежели «пейнтером». Это даст художнику очень многое.
Возвращаясь к вопросу о стиле: приходилось ли менять стилистику в угоду заказчику?
— Не помню таких случаев. Обычно просят что-то нарисовать, потому что понравились какие-то мои картинки. Иногда заказчик хочет чтобы было «как вот на этой картинке», от такой работы я отказываюсь.
Ну и самый «важный» вопрос: Что является источником твоего вдохновения, и нужно ли оно в коммерческой иллюстрации? И что важнее: твое вдохновение или четкое ТехЗадание?
— Самое лучшее техзадание – когда заказчик дает тебе статью, к которой надо нарисовать картинку или тему, и полностью доверяется твоему чутью. Источником вдохновения служит непосредственно материал, да и в принципе, все что угодно. Не очень люблю четкие ТЗ, когда мне говорят что куда и сколько рисовать.
Артем Шубин: «Олеся безусловно очень творческая личность, очень круто делает то, что ее вдохновляет. При этом чуткий и отзывчивый человек.»
Как ты реагируешь, если заказчику не понравилась иллюстрация?
— Посыпаю голову пеплом от сожженных эскизов и три дня заедаю стресс тортиками. Потом сажусь на диету и рисую заново.
Ты любишь все свои работы?
— Это как с новыми платьями. Выбираешь их в магазине, в таком бешеном восторге, примеряешь, один раз наденешь… потом в шкаф вешаешь — и все. Картинки люблю пока рисую, потом просто кладу в портфолио и забываю. Ну иногда, по ночам, открываю портфолио и любуюсь, любуюсь, пока никто не видит )))
Как ты определяешь стоимость своего труда?
— Узнав все условия, стараюсь прикидывать время, за которое сделаю работу, и определять стоимость по времени. Для меня это оказалось наиболее удобным способом (Витя Третьяков научил).
Designer.kz задумывался, в первую очередь, в помощь для начинающих. Дай пожалуйста совет начинающим художникам, которые только-только планируются окунуться в бурные воды (или тихий омут, как кому повезет) фриланса.
— Думаю, чтобы работать во фрилансе, самое главное — самодисциплина, правильное планирование времени. Ну и, наверно, прежде чем окунаться надо поучиться плавать ))
Остается время на «порисовать для души»?
— Такого времени мало, к сожалению.
Как распоряжаешься свободным временем?
— Честно говоря, обычно довольно бестолково распоряжаюсь. Эх )
Kim_Bear_Lee: «Знакома с ней лично. Замечательный и очень теплый человек!»
Вопрос от Mirlanius: «А как происходит поиск заказчиков? Или они сами находят?”»
— Заказчики сами меня находят. Но их не так уж много, дело в том, что непосредственно фрилансом я зарабатываю временами, обычно у меня есть постоянная работа в компании. Как сейчас например. Заказчики чаще всего приходят с «ревижена» 2 или через знакомых.
Ты про компанию Anykey?
— С ребятами я провела целый чудесный год, но сейчас работаю в карагандинской компании. С эникеевцами удаленно не получилось работать (по моей вине), сейчас мы просто поддерживаем хорошие отношения.
Мое знакомство с твоим творчеством состоялось после выхода программы Scrabber 3, которая до сих пор очень здорово помогает в работе.
— Искренне рада ) для этого Скраббер и задумывался, я просто помогла его «материализовать».
Расскажи про очки, правда сначала рисуешь глаза?
— Конечно, я рисую глаза. Я же училась на худграфе! потом ночью встаю и пририсовываю очки в бессознательном состоянии, утром уже ничего не исправить…
Актау на проводе: «Откуда такой фетиш к очкам?»
— Обычно считается, что глаза – зеркало души, но мне кажется, что позой, формой, гримасой настроение, характер, эмоции передаются не хуже. А может, очки – это своего рода барьер между «зеркалами души» и внешним миром, все мои персонажи получаются немного закрытыми… это просто попытка ответить на вопрос.
P.S. очень хочу как-нибудь съездить в Актау ))
Какую часть тела труднее всего рисовать? Например кому-то вообще не удаются кисти рук.
— Реалистичную) особенно руки, да… и уши.
Расскажи про remaping, этот проект еще жив? в каких еще арт-проектах ты принимала участие?
— Оо, я так и знала, что труп «ремапинга» будет потревожен )) Этот проект мне до сих пор очень нравится. Идея принадлежит моей подруге Алине Балгимбаевой, она работает 3D-художником в «Эникей». Помню, как-то вешаю я на Алину жалобные сопли о том, что жуть как хочу порисовать. А она подумала, да и молвила человеческим голосом: давай мол, нарисуем такой проект… как будто Radiohead приехали в Алматы (уж очень мы с Алинкой любим рок слушать) Вот так примерно все и началось ))
Потом мы сидели в «Эникей» и вырезали из цветной бумаги и разного мусора елочки и домики. Иногда ребята нам помогали. Собрали Алмату и сфотографировали, дальше я работала в «Шопе», а Алина в «Максе», когда надо было моделить фигурки.
Я познакомилась со многими замечательными иллюстраторами во время работы над проектом. Мы постарались разослать всем приглашения, и очень благодарны тем, кто откликнулся.
«Матерые» фотографы недолюбливают друг друга, а как у тебя отношения с другими иллюстраторами?
— Я радуюсь каждому новому хорошему иллюстратору, о котором узнаю. Может быть, это потому что я не «матерый» иллюстратор )) А тем более, во время работы над «ремаппингом», очень хотелось, чтобы их было как можно больше.
Почему ремапинг все-таки не состоялся?
— Я не анализировала дотошно причины, по которым проект не состоялся в полной мере. Отчасти, это нехватка у нас с Алиной времени на то, чтобы им заниматься, да и у нашего программиста Лёши (мой друг Алексей Фомин делал всю программную часть), у нас еще очень много идей было как насчет самого сайта, так и его содержимого. Но я уверена, что мы к нему вернемся в ближайшем будущем )) Мне кажется, проект достаточно интересен для этого, а вы как думаете?
Проект шикарный, но мне казалось он застрял именно из-за иллюстраторов, которые шибко «заняты»
— Спасибо за мнение о проекте. Думаю, это тоже было одной из причин )) Очень жаль, но вполне понятна занятость людей.
У тебя есть кот?
— У меня аж две кошки. Обе черно-белые, как телевизор «Горизонт».
Тебя «поразил» вирус соцсетей? На «фейсбуке» ты dreamofmycat
— Меня вирус обошел стороной, этот ник придумал для меня когда-то близкий человек. Это было очень давно. А мои две кошки тоже давнишние )) и я от них уже подустала ))
Задай один вопрос себе сама, ну и ответь на него
— Вопрос: В чем ты сейчас, детка? ))
— Ответ: Я в шоке ))
Олеся, ты идеальна или вредные привычки таки отравляют тебе жизнь?
— Мои вредные привычки придают шарму моей идеальности ))
Спасибо за уделенное время, мы все-таки это сделали
— Да, наконец-то получилось ) Всем спасибо, кто присутствовал, за вопросы, и тебе Жень!
Instagram@olesja_kisser
Behance.net@lessli
Notes:
- Форум дизайнеров forum.designer.kz был закрыт в 2017 году, на его основе был создан нынешний портал Designer.kz. Это интервью восстановлено благодаря сервису archive.org ↩
- Проект revision.ru основан в 1999 году, по замыслу его основателей посвящён альтернативному дизайну. Сайт был предназначен для размещения коммерческих заказов на дизайн: сайты, плакаты, рекламные концепции, фотографии, иллюстрации, слоганы и т. д. В настоящее время Re:Vision закрыт ↩
- Scrabber — сервис по созданию и хостингу скриншотов, в настоящее время проект закрыт ↩