Хотя «Господин Оформитель» из Дании и следует общим тенденциям скандинавского дизайна, он сохраняет собственное лицо. Несмотря на то, что датский дизайн не является явным лидером, он оказывает влияние на мировые тренды и создает среду для появления новых идей, приемов и решений в интерьере
Что сделало датский дизайн неповторимым и отличным от других? Возможно то, что еще в начале XX века он получил мощную подпитку от идей конструктивизма, модернизма, а позже, в 1920-х, и влияние Баухауса. Впоследствии дизайн в Дании продолжит развиваться по пути сдержанной эстетики, функциональности, универсальности.
«Именно эти факторы и обеспечивают ему сегодня спрос и востребованность, – считает архитектор Маргарита Шаткова, руководитель компании ARD-studio (Россия, Казань). – Лаконичные, без лишних элементов предметы будут уместны в любом стиле, и подойдут как для оформления загородной виллы, так и для малометражной городской квартиры».
Датчане, как и все скандинавы, уважают уют, благополучие и комфорт, датский «хюгге» или шведский «лагом» 1 известны по всему миру. В дизайне это выражается как острая тяга к тактильному текстилю, качественное освещение и виртуозная обработка дерева, которого в местном интерьере, конечно, очень много. Сами предметы выглядят очень простыми, как будто их производство и не потребовало труда.
«На самом деле, это сложные технологичные модели. Их изготовление всегда очень продумано, точно и тонко выверены пропорции, формы и детали, из которых складывается эстетика и функциональность», – поясняет Маргарита Шаткова.
И еще, один любопытный факт. Несмотря на, что суровая реальность природы во многом повлияла на формирование интерьерного стиля этой страны, датчане умеют в веселой и непринужденной обстановке делиться своим опытом и рассказывать о своих достижениях.
Например, фестиваль 3daysofdesign охватывает весь Копенгаген и считается самым значительным ежегодным фестивалем дизайна в Скандинавии. В его рамках обычно проходит около 500 мероприятий, а гостями становятся более 250 брендов со всего мира.
А название фестиваля Dare To Dream! («Не бойся мечтать!») говорит нам о том, что при всей практичности, мастера в Дании стремятся высоко взлететь: в рейтингах, в цене, в признании, наконец. Они применяют инновационные решения, исследуют неизвестные материалы, словом, ищут возможности, которые когда-то считались недостижимыми.
Направления развития датского дизайна созвучны мировым трендам, это, прежде всего, переиздание икон дизайна, коллаборация брендов, экотренд и зеленая повестка, мебель outdoor и мягкие объемные формы.
Остановиться, оглянуться, сохранить.
Сохранять традиции – это очень по-датски. В этом году датские компании представили несколько ремейков, среди которых стул Kettelhut от дизайнера Финна Юла (Finn Juhl). Его перевыпустил бренд House of Finn Juhl, который и дал предмету новое название.
У этого стула почти детективная история. Он известен на винтажном рынке как SW 86 и разработан дизайнером в 1951 году, а выпускала его известная Møbelfabrik. Финн Юл, известный тем, что проектировал всегда с учетом линий человеческого тела, также отправил эскиз стула американскому производителю мебели Baker Furniture. В начале 1950-х компания перезапустила несколько разработок датского мастера, но по неизвестным причинам именно этот стул так и не появился в их коллекции. Под новым названием, Kettelhut, он был показан на 3daysofdesign в Копенгагене. Новое название дано в честь Мэри Эллен Кеттельхут (Mary Ellen Kettelhut), бывшего вице-президента по маркетингу Baker Furniture, она зарисовала эскиз стула, присланный Финном Юлом в Baker Furnitur более 70 лет назад.
Также стоит отметить компанию Naver Collection, основанную в 1995 году Эббе Гелем, Сереном Ниссеном, Кристианом Винтером, Gramrode Møbelfabrik A /S и Акселем Кьерсгаардом. Сегодня компания является партнером Gramrode Møbelfabrik A/S (год основания 1924 г.) и Axel Kiersgaard A/S (год основания 1952 г.). Gramrode Møbelfabrik начала производить столы, стулья, барные стулья и кресла сто лет назад, и за это время вывела в свет немало хитов, бестселлеров и просто популярных предметов мебели. Компания сотрудничает с известными датскими дизайнерами — Эббе Гейл (Ebbe Gehl) и Серен Ниссен (Søren Nissen), Хенрик Лем (Henrik Lem), Сюзанна Гренлунд (Susanne Grenlund), и создает современную мебель с опорой на традиционное ремесло. Излюбленный материал мастеров Naver Collection – дерево, которое используется в сочетании с кожей, ламинатом, нержавеющей сталью и корианом (искусственным камнем) для создания инновационной мебели. Бренд – лидер скандинавского рынка в категориях обеденных столов, стульев буфетов, шкафов комодов и т.д. В юбилейный год стулья украшены элегантной цифрой «100» выгравированной на ламелях.
И, наконец, лаунж-кресло РК23™ от Пола Кьерхольма (Poul Kjærholm), разработанное им в период с 1951 по 1967 год, выпуск – Fritz Hansen. В этом году в Копенгагене состоялся эксклюзивный анонс этого долгожданного шезлонга. Это современная классика, которая выпускается с 1956 года.
Экостиль
Экология – больше, чем тренд, это философия и образ жизни. Помимо комплексного подхода в использовании ресурсов, снижения расхода энергопотребления, сюда входит применение экологически чистых материалов. Скандинавский подход к интерьеру в силу своей тяги к минимализму и натуральности в материалах (дерева, ткани и т.д.) заметно повлиял на становление экостиля. Кресло Tiger от Хенрика Лема (Henrik Lehm) было запущено в производство в 2005 году.
С тех пор культовые деревянные ламели из термообработанной древесины стали визитной карточкой Gramrode Møbelfabrik. Каркас и рейлинги для спинки выполнены из древесины дуба, ясеня, вяза, грецкого ореха для разных цветовых вариантов. Спустя почти 20 лет после выпуска оно остается популярным и любимым очень многими датчанами и по всему миру, Tiger сделал себе имя за счет комфорта, прочности и универсальности.
Объем и плавность
Никаких острых углов! Мягкие, округлые формы, как те, что имитируют природу, так и те, что имеют неправильные очертания, встречаются на всех Неделях моды-24 и представлены практически в каждом бренде. Не надо быть психологом, чтобы осознать, что они создают более комфортную среду.
В Дании этими идеями проникся бренд 101 Copenhagen основанный в 2017 году. Коллекция SS24 очень практичная: столик, кресло, стул для ног, вазы (натуральная кость) при этом предметы мебели и декора выполнена в характерном стиле акцентной формы. Каждое изделие имеет яркий и функциональный образ.
Также смягчить интерьер не прочь женское лицо датского дизайна – Мария Бруун (Maria Bruun). Она представила Pioneer Collection, антологию деревянных табуретов. Четыре вертикальные ножки деревянного каркаса соединяются в крестообразную композицию, обеспечивая устойчивость и элегантную скульптурность. Табуреты, хотя они больше похожи на пуфы, комфортны и располагающе эмоциональны. Изготовил пуфы бренд Fredericia.
Все в сад… или Уличная мебель приходит к дом
Тренд outdoor актуален сегодня не только для интерьерного дизайна, но и для фэшн-индустрии, и для ландшафтного оформления. В интерьерах он раскрывается неоднозначно: во-первых, акцентируется сама тема отдыха вне дома, во-вторых, обстановка квартиры или дома обогащается приемами и предметами из уличного оформления.
Автор серии Tradition outdoor lounge для Fritz Hansen – дизайнер Повл Б. Эскильдсен (Povl B. Eskildsen). Модульная коллекция Tradition (кресло для отдыха, угловые модули и пуф и два столика) отлично себя чувствует на открытом воздухе. Она отмечена фирменной графической простотой и напрямую отсылает к классическому дизайну середины века. Чисто по-датски функциональна, но и привлекательна. Материал – ткань, дерево (тик). Древесина со временем приобретает эффект старения, становясь серебристо-серого оттенка.
А соседи датчан – шведская компания Broberg & Ridderstråle недавно разработала скамью с говорящим названием PAUSE для Asplund. Простой, но универсальный дизайн явно способствует достижению дзена для тех, кто на ней отдыхает. Скамья изготовлена из комбинации лакированного дубового шпона и массива дуба, доступна с подлокотниками или без них. Подходит для общественных и личных пространств.
Коллаборация
Дизайн почти всегда стимулирует к сотворчеству, симбиозу брендов, в котором каждый из них раскрывается по максимуму. Будет ли союз канадской A-N-D и датской NORR11 прочным – покажет время.
Но уже сейчас можно сказать, что светильники A-N-D гармонично сочетаются с мебелью от NORR11. Излюбленные материалы бренда – ротанг, дерево благородных пород, кожа и бархат. Дизайнеры опираются на минимализм 50-х годов прошлого века, применяет элементы японской эстетики, сочетая их с традиционными скандинавскими формами.
И A-N-D и NORR11 внедряют модульность в свои работы, стремятся сделать каждый объект более экологичным и наименее воздействующим на окружающую среду, используя переработанные материалы.
Прозрачный интерьер
Шведская компания Kosta Boda основана в 1742 году(!), идет в ногу со временем, но опирается опять же на традиции. Охотно работает со стеклом и известна своими модными объектами. Среди новинок бренда – ваза от Ханны Хансдоттер (Hanna Hansdotter), экспериментальное прочтение классического архетипа колонны.
Скульптурное изделие в барочной эстетике имеет общие черты с одноименной серией подсвечников, созданной дизайнером в прошлом году. Датская художница Хелле Мардал (Helle Mardahl) работает со стеклом. Ее инсталляция The Sensory Society уносит нас в мир сладких грез и разноцветного стекла за счет присущей для художницы атмосферы воображения, мистики и юмора.
Хелле Мардал хочет дать возможность посетителям увидеть, обонять, осязать и попробовать дизайн на вкус.
Изделия от людей и для людей
Вот такой портрет датского и частично скандинавского дизайна, показанный через призму работ самых ярких его представителей. Можно смело утверждать, что стиль оформления этой северной страны прочно внедрился в ДНК мирового дизайна и свои позиции будет только усиливать. Хотя бы потому, что один из краеугольных принципов датского дизайна – «Изделия от людей и для людей».
Комментарий Михаила и Кристины Есениных
В своей работе мы очень активно используем приемы и элементы датского дизайна. Например, я люблю применять в оформлении текстиль, классический для хюгге. Этот прием позволяет разнообразить декор и показывает, что стиль легко выдерживает эклектику. Например, взяв за основу оформление в традициях датского дизайна, но применив нетипичные для скандинавов краски, теплые и даже жаркие, мы получим оригинальное интерьерное решение.
Однако, самые известные черты датского стиля — это много воздуха, свобода от визуального шума и подчеркнуто высокое качество материалов, от напольных покрытий до светильников. Эти принципы минимализма и лаконичности в оформлении близки нашим заказчикам, преимущественно молодым активным людям. Находиться в таких пространствах, а также создавать их, — это настоящий релакс. Все элементы интерьера настолько гармонично сочетаются, что создают ощущение нахождения в природной среде. Добиться этого, конечно, сложнее всего.
Я думаю, что у датского дизайна большие перспективы, и нас ждет интересное развитие. Один из вариантов — черты и приемы стиля будут выделяться и становиться более отчетливыми, чтобы активно интегрироваться в тренды мирового дизайна.
Михаил Есенин, руководитель и сооснователь ESENINS design studio
Notes:
- Шведский «лагом» (от шведского lagom) — это концепция, которая обозначает идею умеренности, сбалансированности и гармонии в жизни. В буквальном переводе это слово означает «достаточно» или «в меру». ↩