Летние площадки ресторанов Алматы — важная часть городской среды, и вопросы их внешнего оформления в рамках действующего дизайн-кода, вызывают острые дискуссии среди представителей ресторанного бизнеса
На днях НПП «Атамекен» и представители Ассоциации Клуба рестораторов совместно с главным архитектором проекта НИИ «Алматыгенплан» Тахминой Сафоевой вновь обсуждали брендбуки по направлениям дизайн-кода, в том числе по ресторанам и летним площадкам.
В целом представители бизнеса не против преображения в рамках дизайн-кода. К примеру, Бахтияр Махсутов, владелец кафе «Светлое будущее», отметил важность соответствия внешнего вида площадки концепции заведения.
«Мне нравится концептуальность, когда это соответствует стилю заведения, не портит облик здания и вписывается в общий стиль квартала», — сказал предприниматель.
Это мнение поддержали другие участники встречи, подчеркивая, что каждая летняя площадка должна гармонировать с общей архитектурной стилистикой зданий и улиц.
Тахмина Сафоева отметила, что рестораны и кафе всегда на виду и являются своеобразной «визитной карточкой» города как по кухне, так и по внешнему облику, центром притяжения для алматинцев и туристов.
Когда заведения пытаются выделиться среди конкурентов, часто возникает обратный эффект: визуальная перегруженность отпугивает потенциальных клиентов. Летние террасы кафе и ресторанов, как и наружная реклама, могут нарушать облик фасадов зданий и района в целом. Дизайн-код помогает структурировать внешний вид заведений, сохраняя их индивидуальность при этом вписываясь в городской ландшафт. Тахмина Сафоева напомнила, что если у предпринимателей есть вопросы по дизайну вывесок или летних площадок, то можно проконсультироваться у специалистов НИИ «Алматыгенплан» или Управления городского планирования и урбанистики по адресу: пр. Абая, 90.
По данным Бюро национальной статистки к концу 2023 года в Алматы работал 351 ресторан, а также порядка 700 столовых. Число последних в этом году увеличилось почти наполовину (48%). Это подтверждает, что летние террасы и столовые пользуются большой популярностью.
Поделились предприниматели и своими проблемами — начиная от сложностей с получением лицензий и проверками, до трудностей с водоотведением.
Действующие правила требуют, чтобы у владельца была земля для размещения летней площадки. Однако, из-за недостатка свободных участков, бизнесмены постоянно говорят о необходимости упрощения системы получения разрешения на установку летней площадки.
«Хотелось бы упростить получение разрешений. Иногда сразу после их получения приходят с проверками. Лицензию дают всего на один сезон, хотя ничего не меняется годами. Почему бы не продлить ее сразу на несколько лет?», — задалась вопросом Жанар Исмаилова, владелица одного из ресторанов.
По мнению участников семинара, для улучшения внешнего вида летних площадок нужно не только соблюдать дизайн-код города, но и упростить бюрократические процедуры, а также наладить более гибкое взаимодействие с жильцами и властями. Именно такие проектные встречи помогают выстроить продуктивный диалог между всеми участниками процесса, предоставляя возможность каждому быть услышанным и, в дальнейшем, учесть интересы всех сторон, подчеркнули предприниматели.