Текст и фото: Игорь Бабкин
Мой фантом с звездою белой на распластанном крыле с рёвом набирает высоту
При выборе нового гаджета, нужен он для работы или для приятного времяпрепровождения, всегда охватывает трепет. Хочется самого лучшего и особенного, но и что бы бюджет выдержал
К выбору первого дрона я подошел с проверенной схемой: форумы, YouTube-обзоры, примеры съемки. И был огорчен минимальным объёмом информации по фотовозможностям дронов. Есть профессионалы мирового уровня, снимающие для National Geographic, с огромными октакоптерами, способными поднять в небо «зеркалку» и есть ребята из Инстаграма с кучей фоток сделанных на «Фантомы» всех моделей и конечно на DJI Mavic pro.
В Instagram я не видел разницы в качестве фото между камерами дорогих и дешевых дронов. И поэтому составил такие требования к своему первому дрону: бюджет до 250 тысяч тенге, съемка видео в 4К, простое управление и максимально умная система авто-возврата.
Насчет 4К. Незадолго до этого я купил себе экшн-камеру с возможностью сьемки в 2К и был весьма впечатлен качеством видео при даунсэмплинге в Full HD и поэтому, считал что с 4К будет еще круче.
По системе авто-возврата, «Ютуб» переполнен роликами с терпящими крушение дронами, понятно, что почти всегда это ошибка пилота, но хочется что бы дрон был немного умнее меня.
Комментировать бюджет наверное излишне, но скажем дешевле 200 тысяч, на тот момент, даже среди б/у не было нормальных предложений. Хотелось «Мавик», но он выходил за бюджет, Phantom 4 – так же дорог и выглядел менее привлекательно «мавика». Оставались вариации DJI Phantom 3, но под мои требования попадала только модель PRO, я стал ждать интересные предложения на olx, а потом у DJI вышла новая модель – Phantom 3SE.
Он удовлетворял всем моим требованиям, а цена была как праздник – 180 тысяч тенге. Смущало только то, что он изначально был выпущен для китайского рынка, не было внятных обзоров и тестов на понятных мне языках, но с другой стороны, так было даже интереснее. Распаковывая коробку я был счастлив.
Сборка нового дрона, обязательная регистрация на сайте DJI, обновление прошивки, на все это уходит минимум час. Кстати, если при выходе новой прошивки вы откажетесь обновляться – софт сразу ограничит дальность полета до 30 метров (когда это произошло со мной в Таиланде, было очень неожиданно и не вовремя).
Благодаря форумам и Интернету я был готов к проблемам, которые появятся в первом полете. Взлетал поздно вечером во дворе, просто поднялся вертикально на максимально разрешенные прошивкой 500 метров. Хотелось убедиться в исправной работе всех систем и в случае чего быть уверенным, что дрон плюхнется рядом. На третей минуте полета «вылетело» приложение на смартфоне, в дальнейшем это повторялось раз в две минуты, вплоть до выхода обновления прошивки (прошло через три месяца), а на перезапуск программы уходит секунд 30. О, как долго они тянутся и как страшно представлять, как он сейчас где-то там висит один.
Но это все мелочи, вид на вечерний город был прекрасен и я сделал первые снимки.
Летные качества в… процентах
Дрон реально быстро летает, но при этом «жрет» батарейку. Например, на то, что бы подняться на пятьсот метров, полетать минуты-четыре и спуститься, нужно закладывать минимум 60 % заряда. На то, что бы пролететь полтора километра, нужно примерно 3 минуты и 40 % заряда только на дорогу туда и обратно. Учитывайте что примерно 20 % заряда у вас просто нет, потому что, 10 % из них могут уйти на простейший маневр, а оставшиеся 10 – превратят дрон в кирпич, который просто пойдет на посадку. Оптимальная настройка автовозврата – 30 % заряда.
В идеальных условиях, проблем с сигналом не будет, вплоть до одного километра, потом начинаются замирания картинки. При дальних полетах, потеря сигнала возможна сразу после разворота для возвращения домой, так как одна из антенн находится в задней стойке дрона.
Камера
Видеоролики в Интернете детально описывают оптимальные настройки камеры и в целом картинка выходит отличная. Я ни разу не снимал в 4К, в основном в 2,7К. При «даунсемпленге» до Full HD детализация супер. Часто во время движения или наоборот, при зависании над точкой, появляется эффект легкого мерцания изображения – это солнечные лучи проходят сквозь лопасти и попадают в камеру, думаю эффект устранится установкой бленды.
По фотовозможностям все намного сложнее. Да, есть формат RAW, но динамический диапазон на уровне цифровых зеркалок первого поколения. В сочетании с режимом HDR получается неплохая картинка, но в нем камера делает тройную экспозицию. Движущиеся объекты в кадре будут троится и в целом резкость падает из-за микро-смещений дрона.
У камеры свой «взгляд» на цвет и контраст. Привыкшим к цветовым профилям профессиональной техники, придется потрудиться с цветокоррекцией. Весьма понравились режимы ручной съемки при длинной выдержке. При этом, желательно, что бы не было ветра, да дрон сам немного плавает над точкой съемки, но в одном из трех случаев удается получить резкие фото даже при выдержках в 2–3 секунды.
Полгода спустя
Счастье от первых полетов, рекордов по дальности и высоте, сменяется заботой по поиску интересных мест съемки, изучением топографических карт, поиском мест для взлета. Аппарат любительский, поэтому старайтесь быть осторожнее с заказами на съемку – не факт, что в новом месте, он не откажется взлетать из-за помех или неожиданно вышедшей новой прошивки ))).
По видео – все отлично, по фото – делайте больше дублей, планируйте полет, предстоит много фотошопа.
Дрон и голуби
Однажды на дрон напала стая голубей. Я вел фото-, видеосъемку таун-хауса в предгорьях, для знакомого архитектора. Было солнечное утро, чистое небо. Когда дрон поднялся на 20 метров, чтобы сделать кадр, я увидел еще издалека, как на крутой вираж заходит стая из десятка голубей и поворачивают в сторону дрона. Они явно восприняли его как угрозу и собирались устранить. Примерно за секунду до контакта, когда до голубей было метров десять, я включил максимальный газ, дрон с ревом рванул вверх – голуби испугались и разлетелись в рассыпную. Пара особенно шустрых еле уклонилась от винтов. Обошлось.
Точка невозврата
Когда я впервые летал в горах, в Бутаковском ущелье, было холодно, около нуля. Не сразу понял, насколько быстро дрон удаляется на огромное расстояние. Это в городе можно по улицам и домам оценивать масштаб, а тут глазом не успеешь моргнуть, как видишь, что лесок, который казался совсем рядом, ты снимаешь улетев на километр. Когда начались потери сигнала я решил возвращаться. Вернулся, высота метров 200, батарея показывает 50 %, обычно это означает, что примерно 5 минут спокойного полета у меня есть, я подлетел к симпатичной березовой роще на соседней горе и у меня «вылетело» приложение. Загружаюсь – 35 %, карта еще не подгрузилась и не понятно в какой стороне точка старта, начинаю разворачивать дрон и искать по камере дорогу возле которой взлетал, выскакивает ошибка о слабом сигнале и авто-возврате в точку старта. Ок, это наверное хорошо? Я уже вижу, как он летит, над чьими-то крутыми особняками, на высоте метров 100, но когда через 30 секунд связь восстанавливается система показывает, что осталось 10 % и началась аварийная посадку. Я срочно делаю отмену и в ручном режиме, установив зрительный контакт, веду его к себе и приземляю.
В общем о чем я…, в горах очень трудно оценить масштаб, тут сложный рельеф и нужно это учитывать, когда задаете авто-возврат. Запомните и отработайте, как с пульта включать авто-возврат дрона (а эта важнейшая функция вызывается не просто), что бы в сложных ситуациях не ждать перезапуска приложения или отвисания смартфона.
И на камнях растут деревья
Во время последнего отпуска в Таиланде, мы жили в бунгало, прямо у пляжа. Летаешь себе над морем сидя на ступеньках… Мне очень хотелось поснимать на видео, как в шторм, волны разбиваются о скалы на краю бухты.
Во время пробного полета я запустил дрон на небольшую высоту и сделал несколько снимков, что бы осмотреться, ничего не предвещало приключений. И вот на следующий день я подлетаю к скалам, высота метров 20, камера строго вниз, начинаю снимать плавный пролет вдоль скал, волны эффектно разбиваются об огромные камни. И вдруг в кадре с краю появляется ветка. ВЕТКА, КАРЛ!!! Я отпустил пульт, отдышался и не меняя высоты плавно «ушел» в сторону моря. Мораль – при съемке на малой высоте всегда нужно видеть дрон и оценивать расстояния до деревьев, проводов и т.п. На этот раз мне повезло.