На чтение 13 минут

К середине 2000-х программе верстки страниц XPress от Quark, Inc. пришлось сократить свою долю рынка с доминирующих 95% до жалких 25%. Давайте разбираться, как такое стало возможно

Человеческая история насыщена символическими поединками между соперниками, которые отважно сражались за доминирование, преодолевая невероятные трудности: Давид vs. Голиаф, ВВС Британии vs. Люфтваффе или Джедаи против Ситхов. В свою очередь Quark и Adobe потратили годы на борьбу за приверженность и внимание игроков на рынке электронной верстки.

XPress и InDesign существуют по сей день, хотя и выглядят совершенно иначе, чем тогда. Несмотря на то, что их рынки отчасти схожи, у них больше нет общей сферы влияния. Сегодня трудно поверить в то, что это была борьба не на жизнь, а на смерть.

Давайте же вернемся в прошлое и вспомним эту славную битву…

1982 г. Из искры возгорится пламя.

Заставка Quark Xpress 1.0

Все началось с бывших сотрудников Xerox Джона Уорнока и Чарльза Гешке. Их работодатели не увидели никакой ценности в мыши и графическом пользовательском интерфейсе и продали их Apple за бесценок, к тому же Xerox совершила еще одну историческую ошибку, отказавшись поддержать идею Уорнока и Гешке о языке программирования, который обеспечит универсальный способ описания изображений и текста для печати на различных устройствах.

Экран загрузки Photoshop 25.1 beta посвящённый Джону Уорноку и Чарльзу Гешке

Пара ученых ушла, чтобы основать Adobe в 1982 году, и вместе со своими старшими инженерами и программистами сами создали этот язык — PostScript.

Заставка Adobe InDesign 1.0

Недостающее звено

Примерно в то же время Стив Джобс обсуждал с Canon офисное устройство лазерной печати, которое разрабатывала компания. Он понял, что Postscript — это недостающее звено, лицензировал его для печати с компьютеров Apple на недавно выпущенном Apple Laserwriter 1, и так родилась революция настольных издательских систем 2.

Это привело к крупнейшему изменению в издательском деле с тех пор, как более века назад впервые появилась линотипная машина. В начале 90-х поколения мастеров старой закалки, привыкших горбиться за столами для композитинга, в большой спешке переучивались на настольные издательские системы или были уволены, часто в течение года или меньше.

Adobe не была первой, кто широко использовал цифровую верстку. Компания Aldus (также ответственная за формат файлов изображений TIFF) наслаждалась львиной долей развивающегося рынка с помощью PageMaker, приложения для верстки страниц, которое Aldus выпустила в 1985 году.

Заставка Quark Xpress 2.11

Adobe лезет в драку

Несмотря на то, что Adobe фактически создала индустрию, ей нечего было предложить, кроме базовой структуры программирования, поэтому брачный союз с PageMaker имел смысл: компания купила Aldus в 1994 году.

Но и Quark, тоже не сидела на месте. Выпустив первый текстовый процессор для Apple III (Word Juggler) в начале 80-х, компания Quark в 1986 году представила на рынок XPress, свое приложение для верстки страниц.

Заставка Adobe InDesign 1.5

В отличие от стратегии Aldus с PageMaker, Quark общалась напрямую с дизайнерами, используя термины, которые они знали еще с аналоговой эпохи, такие как кернинг, цветоделение и треппинг, которые позволяли старым специалистам комфортно переходить на цифровые технологии.

1990 г. Кварк — король горы

Это был мастерский ход, захвативший власть в отрасли. Вскоре XPress стал де-факто стандартным инструментом макетирования страниц на Mac в операционных системах Classic Mac с пятой по девятую (1987–1999). PageMaker 3, не имея версии для Mac, все больше проникал в корпоративную сферу, постепенно исчезая из поля зрения до того, как последняя версия была выпущена в 2001 году, а Adobe прекратила поддержку разработки в 2004 году.

Заставка Quark Xpress 3.31

Quark XPress стал вторым «языком» для первого поколения дизайнеров цифровой графики. В каждом объявлении о найме специалистов по дизайну упоминалась святая троица необходимых навыков — XPress, Photoshop и Illustrator.

А поскольку рынок макетов страниц был почти полностью предоставлен самому себе, компания вела себя так, как многие из нас сочли бы предсказуемым для рыночной монополии.

Очень высокая запрашиваемая цена (около 2000 долларов), а столь необходимые функции остались без внимания. Самым вопиющим было отсутствие инструмента для сбора шрифтов для вывода, которым приходилось управлять с помощью сторонних утилит, таких как Magpie, программного продукта, настолько нишевого и малоизвестного, что вы даже не можете найти ссылку на него в Интернете.

Заставка Adobe InDesign 2.0

1999 г. Битва за превосходство

Высокая цена, отсутствие обновлений (подробнее об этом ниже) и высокомерное отношение к пользователям создали почву для агрессивного конкурента, и это именно то, что Quark получила от InDesign.

Adobe удерживала приличную долю рынка благодаря инструментам обработки изображений Illustrator и Photoshop, но она не могла повлиять на рынок верстки.

Было ли это обусловлено ограничениями в программировании или является следствием отношений между компаниями, но кросс-платформенная совместимость программного обеспечения также практически отсутствовала.

Заставка Quark Xpress 3.31 для Windows

Например, Quark распознавал только непатентованные форматы изображений, такие как .tiff и .eps. Те, кто работал в те времена, помнят мучительный процесс импорта файла .tiff, возвращения в Photoshop для внесения изменений, его повторного сохранения и импорта. И опять по кругу. До дней, когда ваш макет автоматически обновлялся каждый раз, когда вы повторно сохраняли исходный файл изображения, было еще далеко.

Новый штурм

Таким образом, хотя трудно приписать термины «добро» или «зло» какому-либо игроку, InDesign определенно был метафорической атакой повстанцев на Звезду Смерти.

Заставка Adobe InDesign 3.0

Выпущенный с блеском в 1999 году, главным конкурентным преимуществом InDesign было то, что он стал первым приложением для верстки страниц, созданным специально для новой операционной системы Apple на основе Unix, OS X, в 2002 году.

Вместо того, чтобы переупаковывать и расширять PageMaker, Adobe применила совершенно новый подход к K2 4, названию в гималайской тематике, данному бета-версии разработки.

InDesign является объектно-ориентированным, само приложение представляет собой небольшое центральное ядро кода, а все остальные функции запрограммированы как модульные плагины. Некоторые люди (возможно, жертвы пропаганды Quark) отнеслись к нему пренебрежительно, считая его просто многостраничной версией Illustrator с добавленными библиотеками шрифтов и движками Postscript, но на самом деле в этом была сильная сторона InDesign — он сократил цикл разработки новых функций.

Заставка Quark Xpress 3.32 для Mac

Всё в коде

Напротив, кодовая база XPress представляла собой монолит, черный ящик, в котором добавление или удаление функций означало обширное и трудоемкое перепрограммирование с нуля.

Так что да, возможно, это было высокомерием, но добавление утилиты для сбора шрифтов или избавление от инопланетян с лазерным оружием могло просто потребовать слишком больших инвестиций, что не разумно, особенно когда у пользователей нет какой-либо альтернативы.

Но Adobe оказалась не только удачливой, но и умной. Разработка приложений в то время занимало много времени, и компания выпустила InDesign совершенно случайно одновременно с ростом популярности Mac OS X и продолжающимся самоуспокоением Quark.

Заставка Adobe InDesign CS2

2002 г. Новое поле битвы

В Quark сильно ошиблись, когда дело дошло до OS X… или дело в том, что профессионалы в области дизайна воздерживались от OS X из-за Quark?

С появлением iMac в 1998 году Apple вышла на массовый потребительский рынок. Уже велась секретная разработка гаджета, который помог бы ей не только завоевать совершенно новый потребительский сектор, но и поставить ее на путь превращения в самую ценную компанию в истории – iPod.

Заставка Quark Xpress 4.0 для Windows

Но среди творческих профессионалов система OS X, возможно, не получила бы такого широкого и раннего распространения, если бы не массы пользователей, перешедших на более дешевый и компактный InDesign.

Час икс

К моменту выхода OSX в 2002 году Quark уже активно разрабатывала версию 5, которая по-прежнему была доступна только для операционных систем Mac Classic, а архитектура для ее портирования на OS X была еще далеко.

Руководители Quark также рисковали, предполагая, что отрасль печати и издательства будет так же медленно реагировать, как они сами. Quark знала из своего опыта, что часто требуется годы, чтобы крупные производители печати приняли дорогие новые технологические платформы – даже к концу 2000-х многие из них все еще использовали программные среды, предшествовавшие OS X.

Заставка Adobe InDesign CS3

Компания усвоила урок годы спустя, когда война была выиграна, и, кстати, сделала все возможное, чтобы стать лидером отрасли в области совместимости ОС. Когда в 2006–2007 годах Apple перешла с Motorola на чипы IBM, XPress был доступен в совместимых двоичных версиях как в 32, так и в 64-битной версии раньше, чем любой другой инструмент для верстки страниц, включая InDesign.

В ловушке

Quark выпустила давно ожидаемую версию XPress 5 в 2002 году, и это был самый длительный перерыв между версиями. Начиная с четвертой версии 1997 года было выпущено только одно обновление — версия 4.1 в 1999 году.

Заставка Quark Xpress 4.1 для Windows

XPress 5 в конечном итоге разочаровал, и это не помогло укрепить позиции Quark, но, что еще хуже, Adobe готовила новое решающее наступление.

В 2003 году она запустила Creative Suite, что дало издательствам и студиям вескую причину купить InDesign. Он не только шел в комплекте с другими приложениями, которые мы уже использовали (Photoshop и Illustrator), но и стоил чуть больше половины цены одного Quark XPress.

Заставка Adobe InDesign CS4

Объявление войны

Creative Suite стал для Adobe «днём D» 5. Окружив, казалось бы, неприступную крепость клиентской базы Quark, компания из Сан-Хосе начала полномасштабное вторжение.

В новостях медиа-индустрии на протяжении 2002-2004 годов все чаще сообщалось, что один крупный корпоративный или медиа-издатель за другим отказывался от XPress в пользу InDesign, а низкая стоимость и давнее знакомство с Illustrator работали в пользу Adobe.

Заставка Quark Xpress 5.0

Год спустя Quark выпустила немного более зрелую версию 6 (в ней были некоторые новые функции, но экспорт в HTML все еще был ужасен), но Adobe нанесла еще один удар, который в конечном итоге оказался фатальным.

2005 г. Как был завоеван Интернет

К 2003 году Интернет стал полностью массовым явлением, и дизайнеры начали экспериментировать с инструментами, которые позволяют создавать веб-сайты нам, а не инженерам-программистам.

Набор навыков XPress—Illustrator—Photoshop, востребованный студиями и агентствами, был заменен дуплетом Creative Suite—Dreamweaver, а приобретение Adobe компании Macromedia в 2005 году позволило приобрести еще больше инструментов в рамках одной покупки, начиная с версии CS3, включая такие критически важные приложения, как Dreamweaver, Fireworks и Flash.

Заставка Adobe InDesign CS5

Внезапно агентства и издатели смогли купить все приложения, которые могли понадобиться для управления студией графического дизайна, веб-разработки и редактирования видео (всего 14 продуктов) за чуть более 1900 долларов.

Даже если не принимать во внимание меняющиеся возможности цифровых технологий, всего несколько лет назад то же самое стоило бы десятки тысяч долларов.

Заставка Quark Xpress 6.0

Что посеешь…

Итак, там, где Adobe когда-то была маленьким и проворным бунтовщиком, ситуация изменилась. Quark выжил, но остался лишь тенью самого себя, поэтому компания превратилась в быстро реагирующего и удобного для пользователя поставщика программного обеспечения.

Главным из них было резкое падение цен почти на 50 процентов на XPress 7, выпущенный в 2006 году. Но еще более тонким было изменение направления. Возможно, осознав, что у нее больше нет надежды конкурировать с Adobe в креативном издательском дизайне, Quark перестроила себя.

Заставка Adobe InDesign CS6

Большую роль в этом сыграл выпуск в 2008 году DPS (решение для динамической публикации), рабочего процесса на основе XML для автоматизации дизайна на всех носителях. В то время компания приложила все усилия, чтобы заверить пользователей, что подход, основанный на корпоративных решениях, в равной степени совместим с продуктами Adobe и Quark.

Новые направления

После того как Quark покинули пользователи печатных и издательских систем, он также обратился к корпоративному сектору, который поколением ранее занимал Aldus, продвигая управление документооборотом не меньше, чем творчество раньше.

Заставка Quark Xpress 6.5

Сегодня компания считает себя механизмом автоматизации контента и издательской платформой, ориентированной на отрасли от медико-биологических наук до производства. XPress — это лишь малая часть предложений продуктов, и он совершенно неузнаваем со старых времен, включая такие функции, как редактирование изображений прямо в среде приложения, а также 1500 бесплатных шрифтов Google.

Также, как и вся линейка продуктов Adobe, это подписка, стоимость которой всего $250 в год, что сильно отличается от времен, когда цены колебались от $1800 до $2100.

Заставка Adobe InDesign CC

Витать в облаках

InDesign, конечно же, по-прежнему является центральной частью Creative Cloud, но, подобно тому, что когда-то сделала Quark, Adobe получила много отрицательных отзывов, связанных с наличием надежных продуктов и удобством использования. Компанию преследуют продолжающиеся проблемы с ее функционированием с момента перехода к облачной модели.

Не трудно найти дизайнеров, даже сегодня, которые все еще используют версии Creative Suite до Creative Cloud (последней была CS6 2013 года), будь то из-за разочарования в Creative Cloud или из страха перед тем, что они слышали.

И они не безосновательны. Исследуя Creative Cloud при ее первоначальном выпуске, вы удивитесь, насколько трудно было найти ответ на простой вопрос: пользователи будут использовать приложения Adobe онлайн через браузер, или Creative Cloud по-прежнему будет загружать самостоятельные программы непосредственно на ваш локальный компьютер?

Заставка Quark Xpress 7.01

Работать со шрифтами с помощью Quark XPress было кошмаром. Но попытка разобраться в бесчисленных способах, с помощью которых приложения Adobe теперь находят, предоставляют, активируют и используют шрифты, означает, что то были цветочки.

Вид из сегодняшнего дня

Итак, является ли Adobe теперь монопольным игроком, которым когда-то был Quark? Неужели компанию не беспокоит то, насколько недружелюбны к пользователю многие функции продукта, потому что теперь она знает, что ей нечего бояться таких, как Scribus, 6, сам Quark XPress или другие альтернативы?

Заставка Adobe InDesign CS7

Возможно, где-то в гараже или в коворкинге программист пишет код для более компактного, гибкого и привлекательного инструмента верстки завтрашнего дня, и история вновь повторится.

И есть ли вообще рынок верстки страниц, за который стоит бороться, учитывая то, как сократились печатные СМИ и издательская индустрия? Если бы эта история была написана еще в ту эпоху, о которой мы говорим, она была бы сверстана в XPress или InDesign, но вы читаете ее благодаря редактору WordPress.

Заставка Adobe InDesign 2023

Совершенно новая история

Несмотря на то, что и Quark, и Adobe (а также многие другие) предлагают инструменты для веб-разработки и дизайна, никто, кроме гигантских брендов, больше не разрабатывает и не кодирует веб-сайты с нуля. Остальные используют CMS (тот же WordPress, на котором стоит почти половина сайтов в сети).

Таким образом, подобно линотипам, VHS и поисковой системе Altavista, макетирование страниц может оказаться пережитком прошлых лет, а война между Quark и Adobe — проявлением эпохи пика печатного графического дизайна и сагой, подобной которой мы никогда не увидим. Следите за новостями, мир быстро меняется.

По материалам статьи Дрю Терни «What happened to Quark? How XPress lost the battle to InDesign».

Loading

Notes:

  1. LaserWriter был первым настольным принтером, в котором был реализован язык описания страниц Adobe PostScript, который содержал масштабируемые шрифты и поддерживал плавно нарисованную графику. Тот же самый файл, созданный на компьютере Macintosh и отредактированный на LaserWriter, может быть выведен на фотонаборный станок Linotronic 300 с разрешением 2540 точек на дюйм, что соответствует коммерческому качеству. С появлением LaserWriter в обиход вошел термин «настольная издательская деятельность».
  2. Adobe рисковала, выпуская PostScript, и, возможно, ей не удалось бы убедить рынок в необходимости такого языка, если бы не Стив Джобс из Apple Computer. В 1985 году продажи компьютеров Macintosh начали падать, и Apple нужен был killer app — нечто, что мог бы только её компьютер. Стив Джобс инвестировал 2,5 млн $ в Adobe, которая создала PostScript-контроллер для принтера Apple LaserWriter, и в Aldus, создавшую PageMaker, использовавшую все возможности Macintosh и LaserWriter.
  3. Отчасти именно этому факту мы обязаны за широкое распространение PM в странах бывшего СССР, на территории которого, широко распространены были именно компьютеры на базе Windows. Отсюда «растут ноги» любви к CorelDRAW, так как в то время Illustrator не был портирован на PC
  4. Чогори́ — вторая по высоте горная вершина Земли. Самый северный восьмитысячник мира. Находится в хребте Балторо на границе Гилгит-Балтистана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в горной системе Каракорум к северо-западу от Гималаев. Чогори известна как «Дикая гора» из-за чрезвычайной сложности восхождения.
  5. D-Day (или День D) – это термин, используемый для обозначения дня начала важной военной операции. Наиболее известный «День D» – 6 июня 1944 года, когда союзные войска высадились в Нормандии, начав операцию по освобождению западной Европы от нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
  6. Scribus — это приложение для визуальной вёрстки документов, созданное для пользователей Linux, UNIX, OS X, OS/2, eCS, Haiku и Windows, по концепции аналогичное Adobe InDesign и QuarkXPress.
Предыдущая статьяБудущее российского дизайна: выставка-форум «Отлично!»-2023
Следующая статьяОсень свежее с Samal / GOOD!