Внезапно почерневшие ленты Instagram вновь напомнили о движении BLM, которое началось в 2013 году, когда белый патрульный-доброволец убил черного парня и был оправдан коллегией присяжных, среди которых не было ни одного человека с тёмным цветом кожи

Много хэштегов утекло с тех пор…

От пацифистского #AllLivesMatter и до внезапного #BlueLivesMatter (цвет формы полицейских в США – синий). И каждый раз при обострении расовых противоречий, дизайнеры, не желая оставаться в стороне, делают то, что должны – спасают мир! Чтобы проблему решить, ее нужно визуализировать и донести понятным способом до каждого. А лучше плаката для этих целей пока еще ничего не придумано.

Казалось бы, что еще может выкинуть этот високосный год такого, к чему мы не готовы? И вот предсмертные слова Джорджа Флойда появляются на плакатах, и разбитые на 8 минут 46 секунд доносят сквозь экран то, что чувствовал черный парень прося о помощи. I CAN’T BREATH…

Молчать о расизме – расизм

Все эти «кричащие» черные квадраты по сути – молчание. Так хэштег #BlackLivesMatter, созданный для поддержки движения длиной в 7 лет, залил годы борьбы миллионом пустых изображений (18,6 млн постов только в Insta на момент нашей публикации).

Активисты уже выражают обеспокоенность по поводу скорости, с которой черные квадраты «обесценивают» накопленный опыт BLM.

«Это действительно похоже на подавление цифрового протеста», – написала активистка Бриттани Пакнетт в Twitter

Роль дизайна в протестном движении

Графика и дизайн имеют решающее значение для распространения идеи любого движения, и Black Lives Matter это успешно демонстрировало.

«Иллюстраторы несут ответственность не только за то, что осознают отсутствие разнообразия в основных средствах массовой информации, но и за стремление создавать мультикультурные произведения искусства, которые и рождают позитивные изменения». Художник Гарриет Ли-Меррион

Оригинальный брендинг представила калифорнийская студия дизайна Design Action Collective – ее специальность как раз социально значимые проекты. Слова Black Lives Matter в простом белом шрифте с тройным подчеркиванием легко воспроизводятся, а черный и желтый цвета используются во всех графических коммуникациях – соцсети, плакаты, футболки…

В 2014 году лондонский дизайнер Грег Банбери создал постер, посвященный моменту, предшествующему смерти Эрика Гарнера в Нью-Йорке (при задержании он сказал полицейскому 11 раз: «Я не могу дышать», прежде чем потерял сознание). Эти слова стали лозунгом для движения Black Lives Matter, а в плакате Банбери они повторяются одиннадцать раз, пока не исчезнет последняя неполная строка, символизируя потерю дыхания.

Грег Банбери

На этой неделе, под влиянием недавних событий в Америке, он создал новый плакат уже в честь Джорджа Флойда, где использовал красный из-за «психологических ассоциаций» цвета с кровью и опасностью.

Сам плакат не способен решить структурную проблему, но такое сообщение может «создать среду, в которой есть желание решить эти проблемы». Если визуально изобразить три слова таким образом, чтобы зритель почувствовал отклик, то задача художника выполнена.

Дизайн, как инструмент социальных изменений

Мы способны придать форму призывам тех, кто хочет быть услышанным, будь то политические или социальные изменения. В качестве мирной демонстрации этой мысли, предлагаем посмотреть работы мирового дизайнерского комьюнити, чтобы сравнить силу такого звучания по сравнению с черной лентой соцсетей.

© Loris Celeste
Город Шарлотт (Северная Каролина)
© Fabien Barrau
«Американское Восстание». Иллюстрация Кадира Нельсона для Rolling Stone
«Назовите их имена», Кадир Нельсон для New Yorker