Дарион Шаббаш художница из Алматы, известная и в мировом творческом пространстве. Несколько лет она жила в Москве, мы видели ее граффити-работы на зданиях наших двух столиц, она принимала участие в Artbat Fest, Urban Dawn, Art Future, британском Supermapket и московской «АРТМОССФЕРА». И именно ее глазами мы впервые судили книги Мадины Мусиной по обложке – в данном контексте вполне оправдано
Дарион рассказала о процессе создания book cover, о дружбе автора и художника и о творчестве в период карантина.
Как ты себя определяешь – художник, иллюстратор… арт-артист?
— Однозначно самоопределение важно – это задача не простая и может занять кучу времени, так как это постоянный поиск и переход из одного состояния в другое. Не знаю, как воспринимают зрители, но мне «удобнее» носить костюм художника.
Как бы назвала свой подход к творчеству? Есть ли определенный жанр?
— Тот самый поиск и есть подход к творчеству. Невозможно создать стиль и довольствоваться им, не усложняя технически и не пытаясь прикрутить к нему двигатель внутреннего сгорания. Поиск и есть основной подход к творчеству. А в современном мире понятие жанра уже стирается. В плане искусства мы выходим на новый уровень – без ограничений.
Где училась?
— Училась в основном частно, у местных и западных художников. Но, конечно, нужно всегда жить желанием создавать и учиться ежедневно.
А вообще полезно оглядываться на чужой опыт? И в свое время ты ориентировалась на других авторов?
— Конечно, чужой опыт – это история. Но более важный момент твоих личных переживаний и желаний.
Поговорим о том, как создается иллюстрация к текстовому произведению. Как разделить личное творческое пространство художника и автора и не заходить на территорию друг друга?
— Оставить воздух друг для друга, чтобы каждый мог полноценно дышать. Не становиться автором автора.
Как проходили работы над обложками для двух произведений Мадины Мусиной? Чем они отличались и читала ли ты их до старта?
— Очень разные состояния у этих книг… Кстати, книги я не читала перед тем как рисовать обложку – не хотелось использовать чрезмерный символизм, чтобы заранее не спойлерить. Мы договорились о том, что Мада ждет и все.
Первую обложку для «ЖИРа» я обдумывала около месяца, а в итоге нарисовала за один день. Я погрузилась в Мадину, в ее мысли, характер и нарисовала. Потом выслала ей два равноценных варианта. Первый – это строгая версия а-ля Лев Николаевич Толстой… Знаете, такая книга в твердом переплете с тиснением, вместо портрета – в резной рамочке психоделическая Мада)) Второй вариант – экспрессивная ч/б обложка, на которой мы и остановились. Потом я прилетала в Алматы и мы добили обложку вместе, сидя в барчике, попивая сидр и отравляли на печать чуть ли не из бара)))
Вторая обложка к книге «27». Я слышала от общей подруги, что она тяжелая – и у меня тоже был сложный период на тот момент… Более того, из-за личных обстоятельств я очень долго не бралась за рисование. Мадина ждала, были оговорены сроки, и я втиснулась в них с разбегу) История повторилась, нахлынуло вдохновение, и иллюстрация вышла за один день.
Как бы ты описала свой творческий тандем?
— Мы хорошие подруги! У нас столько приколов было! Особенно презентация книги в Москве. Мы организовали ее на Тверской в небезызвестном баре футбольных фанатов и всяких там «опасных» ребят. Субботнее утро, я приезжаю с книгами в бар (Мада опаздывает), толпа приличных поклонников с цветами, шариками и детьми в колясках… Все это в баре, где в этот же момент пытаются оправиться от веселой ночки бритоголовые хулиганы, горизонт завален пивом и… бутылочками с молоком. Это вызвало как минимум когнитивный диссонанс, как у постояльцев, так и поклонников Мады.
Когда ты читаешь то или иное проведение, то возникают иллюстрации, которые ты бы ему предложила? Вообще ты судишь о книге по обложке?
— Разве только в виде критика – сама я предпочитаю книги без обложек, на которых указан автор и произведение. Остальное я сама визуализирую)
Поделись любимыми работами.
— Однозначно любимая «Пятнашки» из переработанного пластика – она ушла с молотка в прошлом году. Эту работу было нереально сложно сделать, так как система пятнашек ориентирована на горизонтальное положение и необходим механизм, который смог бы развернуть ее вертикально, не повлияв на само передвижение ячеек. Нужно было учитывать масштабы и вес объекта. Всю конструкцию, раскройку и сборку я «синженерила» сама. Пока на данный момент, эта работа, которую я гипер-романтизирую и очень люблю.
Как ты работаешь с заказчиками? Почему соглашаешься на сотрудничество или отказываешь?
— Очень редко работаю на заказ – и только с единомышленниками. Реклама и сложные заказчики с «хотелками» обращаются, я деликатно их перенаправляю к своим друзьям художникам, которые готовы рисовать по заказу. Но случается, что хотят именно мои работы. Из последних, пожалуй, всеми любимая кофейня Big Apple. Заметила, что они очень душевно подходят к творчеству и креативу и не мешают творческому союзу – даже о правках речи не было. В итоге сейчас у них весит одна из лучших моих пластиковых работ! Это приятно)
Есть ли какие-либо проекты, над которыми ты работаешь прямо сейчас и которыми готова с нами поделиться? И как твой карантин проходит?
— Да, карантин на пользу, конечно же! Помимо основной работы UI-дизайнером я пишу вечерами картину и готовлюсь к сборке мозаики. Поэтому карантин идет полномасштабно – и уж точно после его завершения будет, что показать!
Отлично! Тогда ждем!