100 советов по допечатной подготовке

Устинова Н. Р.

3. Проблемы с растровыми объектами.

3.1 Эф­фект за­ги­ба уг­ла (Corner Effect), тень (Drop Shadow), про­зрач­ность (Transparency), лин­за (Lens) и т.п. Опять же, кра­си­во, удоб­но и… то­же про­бле­ма­тич­но. На­до ска­зать, что бла­го­да­ря спо­соб­но­сти PDF/Х3 об­ра­ба­ты­вать объ­ек­ты с жи­вой про­зрач­но­стью, дан­ная ка­те­го­рия спе­ц­эф­фек­тов пред­став­ля­ет со­бой са­мую без­опас­ную ка­те­го­рию. Да­же CorelDRAW уже на­учил­ся весь­ма кор­рект­но опи­сы­вать тень и про­зрач­ность, чтобы они по­яви­лись на фо­то­вы­во­де. Рань­ше это бы­ла це­лая ме­то­ди­ка при­ве­де­ния те­ни к нор­маль­но­му ви­ду. Од­на­ко луч­ше не за­бы­вать вот о чем. Чем слож­нее кон­ту­ры объ­ек­та, к ко­то­ро­му при­ме­нен спе­ц­эф­фект, чем боль­ше объ­ек­тов и чем они слож­нее в груп­пе, к ко­то­рой при­ме­нен спе­ц­эф­фект, чем боль­ше групп и объ­ек­тов со спе­ц­эф­фек­та­ми в фай­ле, чем боль­ше спе­ц­эф­фек­тов, на­ло­жен­ных друг на дру­га, тем боль­ше ве­ро­ят­ность уви­деть непред­ска­зу­е­мый ре­зуль­тат (чи­тай, ошиб­ку). С ве­ро­ят­но­стью 100% мо­гу вам ска­зать, что ес­ли вам встре­тит­ся файл со все­ми осо­бен­но­стя­ми, опи­сан­ны­ми в преды­ду­щем пред­ло­же­нии, то са­мым быст­рым и эф­фек­тив­ным спо­со­бом до­ве­де­ния его до фо­то­вы­во­да был, есть и мо­жет быть ко­гда-ни­будь не по­на­до­бит­ся руч­ной Rasterize/Convert to bitmap. По­то­му что этой про­це­ду­рой вы при­во­ди­те спе­ц­эф­фект к од­но­му, пусть и круп­но­му объ­ек­ту, в то вре­мя как про­грам­ма, на ос­но­ва­нии сво­ей фор­му­лы пе­ре­сче­та, ино­гда при­во­дит ваш спе­ц­эф­фект к сотне мел­ких объ­ек­тов и каж­до­му из них по­том вы­де­ля­ет от­дель­ную строч­ку в оглав­ле­нии и це­лую под­про­грам­му опи­са­ния в струк­ту­ре фай­ла PDF.

3.2 Мно­го­слой­ный PSD-файл, встав­лен­ный в про­грам­му верст­ки. Здесь я не бу­ду дол­го опи­сы­вать ко­рень про­бле­мы, сра­зу ска­жу о том, как это вы­гля­дит в ви­де ошиб­ки – часть изо­бра­же­ния «вы­сы­па­ет­ся» или, про­ще, на­чи­сто ис­че­за­ет. Ре­ше­ние – Rasterize/Convert to bitmap, све­де­ние всех сло­ев в один, же­ла­тель­но непро­зрач­ный. А еще луч­ше – све­де­ние сло­ев в про­грам­ме Adobe Photoshop, со­хра­не­ние фай­ла с од­ним про­стым сло­ем без спе­ц­эф­фек­тов и в ре­жи­ме на­ло­же­ния Normal и по­том уже им­пор­ти­ро­ва­ние изо­бра­же­ния в про­грам­му верст­ки. Кро­ме то­го, про­грам­мы верст­ки при им­пор­ти­ро­ва­нии PSD-фай­ла мо­гут про­игно­ри­ро­вать или непра­виль­но об­ра­бо­тать кор­рек­ти­ру­ю­щие слои, спе­ц­эф­фек­ты и ре­жи­мы на­ло­же­ния.

3.3 Раст­ро­вое изо­бра­же­ние по­вер­ну­то на дроб­ный угол или к нему бы­ла при­ме­не­на опе­ра­ция зер­каль­но­го отоб­ра­же­ния. Опять мы име­ем де­ло не с про­сто раст­ро­вым объ­ек­том, а с объ­ек­том, к ко­то­ро­му при­ме­не­на фор­му­ла. Ко­гда та­ких объ­ек­тов ма­ло, они ве­дут се­бя смир­но. Ко­гда мно­го, ве­дут се­бя непред­ска­зу­е­мо – в ос­нов­ном ис­че­за­ют ча­сти изо­бра­же­ния. Ес­ли вам нуж­но по­вер­нуть раст­ро­вый объ­ект, со­ве­тую луч­ше де­лать это, вбив вруч­ную угол по­во­ро­та, крат­ный 0,1°. А по­сле то­го, как вы на­по­во­ра­чи­ва­лись и на­зер­ка­ли­лись или, ес­ли при про­ве­де­нии до­пе­чат­ных ра­бот вы встре­ти­ли в фай­ле та­кую груп­пу объ­ек­тов (ча­ще все­го – это на­спех сде­лан­ные кол­ла­жи), све­ди­те все эти объ­ек­ты в один раст­ро­вый. Rasterize/Convert to bitmap.

4. Проблемы с цветом.

4.1 Не CMYK-цвет (RGB, Lab). Во вре­ме­на PostScript level 1 это бы­ла про­бле­ма из про­блем. Все по­ли­гра­фи­сты кри­ча­ли в один го­лос: «У нас нет кра­сок Red, Green, Blue, а да­же ес­ли и есть, то ре­зуль­тат их сме­ше­ния со­всем не та­кой, как вы ду­ма­е­те! Толь­ко CMYK! В край­нем слу­чае Grayscale! Ина­че да­же фай­лы при­ни­мать не бу­дем!», и про­чие эмо­ции. RIP’ы, на­до ска­зать, в этом бы­ли пол­но­стью со­ли­дар­ны с по­ли­гра­фи­ста­ми – мог­ли по­ме­стить не CMYK-объ­ек­ты толь­ко в ка­кую-ни­будь од­ну се­па­ра­цию, ча­ще в чер­ную, ли­бо во­об­ще иг­но­ри­ро­ва­ли (CMYK-изо­бра­же­ние на фор­ме есть, а вме­сто RGB-изо­бра­же­ния – бе­лое пят­но). Сей­час, с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гии ра­бо­че­го по­то­ка, ис­поль­зу­ю­ще­го управ­ле­ние цве­том, до­пу­сти­мо встав­лять в файл не CMYK-изо­бра­же­ния. Од­на­ко, это под­ра­зу­ме­ва­ет сле­ду­ю­щее. Чтобы од­но и то же изо­бра­же­ние вы­гля­де­ло оди­на­ко­во на раз­ных но­си­те­лях или с раз­ных пе­чат­ных устройств, на ко­неч­ном RIP преду­смот­ре­на про­це­ду­ра окон­ча­тель­но­го цве­то­де­ле­ния та­ко­го изо­бра­же­ния с уче­том раз­ных ICC-про­фи­лей и на­стро­ек цве­то­де­ле­ния. На­при­мер, для пе­ча­ти на ме­ло­ван­ной или оф­сет­ной бу­ма­ге, на ев­ро­пей­ской или на япон­ской пе­чат­ной ма­шине (у них раз­ная цве­то­пе­ре­да­ча). С од­ной сто­ро­ны, хо­ро­шо. С дру­гой, для то­го чтобы от­да­вать не CMYK-изо­бра­же­ния в дан­ную ти­по­гра­фию или ре­про­центр нуж­но опре­де­лен­но знать, что, во-пер­вых, та­кая оп­ция у RIP вклю­че­на (ее мож­но и от­клю­чить да­же ес­ли она есть), во-вто­рых, что там про­пи­сан нуж­ный вам про­филь цве­то­де­ле­ния. По­это­му, ес­ли вы точ­но не зна­е­те этих двух па­ра­мет­ров, от­дай­те луч­ше изо­бра­же­ния в ста­ром доб­ром CMYK. По­дроб­но об этом бы­ло рас­ска­за­но в гла­ве про цве­то­де­ле­ние.

4.2 Цвет White (C0M0Y0K0) с уста­нов­кой overprint. Са­мая неле­пая ошиб­ка. Вы на­вер­ня­ка уже до­га­да­лись что бу­дет, ес­ли на цвет­ном фоне не вы­ре­зать вы­во­рот под бе­лый объ­ект? Объ­ект с та­ким цве­том ис­чезнет и из PS и из PDF. Бла­го, что при воз­ник­но­ве­нии этой ошиб­ки, все про­грам­мы, на­чи­ная с про­грам­мы верст­ки и за­кан­чи­вая ко­неч­ным RIP-про­цес­со­ром на­чи­на­ют так «кри­чать» об этом крас­ны­ми вос­кли­ца­тель­ны­ми зна­ка­ми и кре­сти­ка­ми, что это­го про­сто невоз­мож­но не за­ме­тить. Убе­ри­те свой­ство overprint у каж­до­го бе­ло­го объ­ек­та и все бу­дет хо­ро­шо.

4.3 Чер­ный текст в 4 крас­ки (C100M100Y100K100 или на­по­до­бие). Цвет C100M100Y100K100 име­ют пра­во «но­сить» толь­ко кре­сти­ки при­вод­ки. В гла­ве про цве­то­де­ле­ние я рас­ска­зы­ва­ла об этом очень по­дроб­но. Здесь мо­гу лишь еще до­ба­вить, что по­ми­мо про­блем непо­сред­ствен­но при пе­ча­ти та­ко­го объ­ек­та, опять же, вспо­ми­ная про­бле­му несов­ме­ще­ния, мы рис­ку­ем по­лу­чить «ори­ги­наль­ные» па­ра­зит­ные и аб­со­лют­но не нуж­ные ни за­каз­чи­ку ни вам цвет­ные кон­ту­ры во­круг чер­ных букв. Во­об­ще чер­ный текст все­гда луч­ше за­да­вать цве­том К100 и с свой­ством overprint. Од­на­ко, ес­ли круп­ный (боль­ше 36 пт) текст по­ме­щен на цвет­ной и пест­рый фон, за­дай­те ему цвет C35M20Y20K100.

4.4 Сум­мар­ное по­кры­тие кра­сок пре­вы­ша­ет до­пу­сти­мый пре­дел. Я уже го­во­ри­ла об этом опять же в гла­ве про цве­то­де­ле­ние. Про­бле­ма воз­ни­ка­ет толь­ко в об­ла­стях глу­бо­ко­го чер­но­го цве­та. И чем боль­ше пло­щадь та­ких об­ла­стей, тем боль­ше про­бле­ма. При­чем вплоть до пе­ре­пе­чат­ки ти­ра­жа за­но­во. Кто за это бу­дет пла­тить? Обя­за­тель­но про­ве­ряй­те все тем­ные цве­та на пред­мет пре­вы­ше­ния сум­мар­но­го пре­де­ла: каль­ку­ля­то­ром ли, оп­ци­ей ли Gamut Color в про­грам­ме верст­ки, в об­щем все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми не до­пус­кай­те та­кие цве­та в ти­раж. По­то­му что по­след­ствия этой ошиб­ки од­ни из са­мых тя­гост­ных (все они опи­са­ны в гла­ве «Цве­то­де­ле­ние»).

4.5 Но­ме­ра до­пол­ни­тель­ных кра­сок, в том чис­ле и ме­тал­ли­зи­ро­ван­ных, ко­то­рые за­да­ны в фай­ле, не со­от­вет­ству­ют но­ме­рам кра­сок, ко­то­рые на са­мом де­ле бу­дут ис­поль­зо­вать­ся при пе­ча­ти это­го цве­та. Эта про­бле­ма не со­здаст аб­со­лют­но ни­ка­ких оши­бок при вы­ве­де­нии изо­бра­же­ния на фор­мы, за­то при­во­дит к очень пе­чаль­ным по­след­стви­ям уже на ста­дии пе­ча­ти ти­ра­жа.

Ти­пич­ная си­ту­а­ция (ду­маю, мно­гие из вас то­же встре­ча­лись с по­доб­ной). Сто­рон­ний ди­зай­нер за­дал в фай­ле цвет Pantone 146, «ду­мая», что обо­зна­чил та­ким об­ра­зом ме­тал­ли­зи­ро­ван­ную крас­ку – брон­зу, ко­то­рая на са­мом де­ле, име­ет но­мер Pantone 875.

За­каз­чик под­пи­сал цвет­ной ма­кет, рас­пе­ча­тан­ный на хо­ро­шем прин­те­ре, ко­то­рый, од­на­ко, не уме­ет пе­ча­тать ме­тал­ли­зи­ро­ван­ны­ми крас­ка­ми. Так как цвет Pantone 146 на экране, как и на рас­пе­чат­ке, вы­гля­дит по­чти так­ же, как и Pantone 875, по­то­му что мо­ни­тор то­же не мо­жет отоб­ра­зить брон­зо­вую крас­ку, за­каз­чик на­хо­дит­ся в бла­жен­ном неве­де­нии о том, что же его ждет. Ма­кет под­пи­сан, все за­ме­ча­тель­но, файл от­да­ет­ся в ти­по­гра­фию.

Для нас, по­ли­гра­фи­стов, что брон­за, что лю­бой дру­гой сме­се­вой цвет име­ют од­ну и ту же ин­тер­пре­та­цию – раз в фай­ле обо­зна­чен та­кой но­мер цве­та, зна­чит имен­но та­кой цвет и ну­жен за­каз­чи­ку. Хо­ро­шо, ес­ли в ти­по­гра­фии раз­ра­бо­тан по­дроб­ный лист опи­са­ния за­ка­за (тех­за­да­ние, за­каз­ной) и по нему до­пе­чат­ник вдруг узна­ет, что преду­смот­ре­на пе­чать CMYK+брон­за и, ви­дя та­кое несо­от­вет­ствие, на­чи­на­ет за­да­вать на­во­дя­щие во­про­сы, ка­кой же в ито­ге цвет (крас­ка) ну­жен за­каз­чи­ку – тот, ко­то­рый по за­каз­но­му – брон­за или тот, ко­то­рый по фай­лу – 146-й? А ес­ли нет? До сих пор еще встре­ча­ют­ся си­ту­а­ции, ко­гда ли­бо в за­каз­ном опи­са­на непол­ная ин­фор­ма­ция, ли­бо в ти­по­гра­фии про­цве­та­ет по­ли­ти­ка «все по фай­лу».

И то­гда до­пе­чат­ник от­пра­вит объ­ек­ты цве­том Pantone 146 на фо­то­вы­вод, фо­то­на­бор­ный ав­то­мат на­ри­су­ет на фор­ме, со­от­вет­ству­ю­щей это­му цве­ту над­пись Pantone 146, пе­чат­ник возь­мет фор­му в ру­ки и, про­чи­тав на ней Pantone 146, за­льет в пе­чат­ную сек­цию крас­ку Pantone 146 и от­пе­ча­та­ет, как вы уже до­га­да­лись, со­всем не брон­зу, а цвет, хо­тя по от­тен­ку и близ­кий к цве­ту ме­тал­ли­зи­ро­ван­ной крас­ки, од­на­ко на­чи­сто ли­шен­ный ме­тал­ли­че­ско­го эф­фек­та, при­су­ще­го ей. Вот за­каз­чик уди­вит­ся, ко­гда по­лу­чит ти­раж! Эта про­бле­ма – це­ли­ком про­бле­ма че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра, од­на­ко она есть, и по­рой бы­ва­ет слож­но ее уви­деть сра­зу.

По­это­му при встре­че с неяв­но опи­сан­ны­ми до­пол­ни­тель­ны­ми цве­та­ми или те­ми, ко­то­рые, как вы ви­ди­те из кон­тек­ста, не к ме­сту, луч­ше про­из­ве­ди­те пе­ред за­каз­чи­ком сле­ду­ю­щий ри­ту­ал. Про­из­не­си­те при­мер­но та­кие фра­зы: «А это точ­но тот цвет, ко­то­рый вам ну­жен? Вот так он бу­дет вы­гля­деть при пе­ча­ти». Тут же до­ста­вай­те ат­лас об­раз­цов цве­та, от­кры­вай­те на со­от­вет­ству­ю­щей стра­ни­це и по­ка­зы­вай­те его за­каз­чи­ку.

На этот во­прос, ко­то­рый я за­да­ва­ла мно­же­ство раз, я по­лу­ча­ла раз­ные от­ве­ты от вос­тор­жен­но-бла­го­дар­но­го «ка­кая же ты ум­ни­ца, что до­га­да­лась спро­сить, да, это не тот цвет, ну­жен дру­гой, вот этот» до сно­бист­ско­го це­же­ния сквозь зу­бы «раз в фай­ле так обо­зна­че­но, за­чем за­да­ешь ту­пые во­про­сы» (од­на­ко па­роч­ке та­ких ум­ни­ков при­шлось-та­ки взять свои сло­ва об­рат­но, по­то­му что мои со­мне­ния, как ока­за­лось, бы­ли оправ­да­ны). Вне за­ви­си­мо­сти от по­ляр­но­сти от­ве­та (про­стим лю­дям их гру­бость), те­перь вы уже на 95% мо­же­те быть уве­ре­ны, ка­кой имен­но крас­кой бу­дут пе­ча­тать­ся по­до­зри­тель­ные объ­ек­ты. До это­го ве­ро­ят­ность бы­ла, как в анек­до­те про жен­скую ло­ги­ку, 50% – ли­бо этой, ли­бо ка­кой-то дру­гой, о ко­то­рой «ду­мал» ди­зай­нер или за­каз­чик. А 100% уве­рен­ность у вас мо­жет быть толь­ко то­гда, ко­гда цвет опи­сан яв­но и в фай­ле, и в тех­ни­че­ском за­да­нии, и к нему при­ло­же­на «ле­ген­да» или «бренд-бук».

4.6 Ко­ли­че­ство до­пол­ни­тель­ных цве­тов в фай­ле >2. Опять же, про­бле­ма ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра. При­мер из жиз­ни – за­ме­ча­тель­но под­го­тов­лен­ный сто­рон­ним ди­зай­не­ром к фо­то­вы­во­ду PDF-файл, где при­сут­ство­ва­ло 12(!) до­пол­ни­тель­ных цве­тов из цве­то­во­го ат­ла­са Pantone. Эти­ми 12-ю цве­та­ми бы­ла рас­кра­ше­на ими­д­же­вая век­тор­ная ил­лю­стра­ция. Про­сто, на­вер­ное, ди­зай­не­ру бы­ло «так удоб­но» рас­кра­ши­вать кар­тин­ку цве­та­ми до­пол­ни­тель­ных кра­сок, и он в тот мо­мент не знал или не за­ду­мы­вал­ся о том, что каж­дая та­кая крас­ка – это до­пол­ни­тель­ная фор­ма и до­пол­ни­тель­ный про­гон на пе­чат­ной ма­шине. Дру­ги­ми сло­ва­ми, это озна­ча­ет су­ще­ствен­ные до­пол­ни­тель­ные ма­те­ри­аль­ные, де­неж­ные и вре­мен­ные за­тра­ты при про­из­вод­стве ти­ра­жа. Есте­ствен­но, вы­яс­ни­лось, что кар­тин­ка долж­на быть про­сто CMYK. Ре­ше­ние – опять же, не бой­тесь на­рвать­ся на гру­бость, за­дай­те на­во­дя­щие во­про­сы, точ­но ли это то, что хо­тел за­каз­чик (си­ту­а­ции бы­ва­ют раз­ные) или это про­сто ди­зай­не­ру бы­ло так удоб­но рас­кра­ши­вать изо­бра­же­ние.

Loading

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Предыдущая статьяРискни разделить неделимое
Следующая статьяИльяс Калиев