100 советов по допечатной подготовке

Устинова Н. Р.

Са­мое про­стое ре­ше­ние, ко­то­рое бы­ва­ет – это за­да­ние кон­ту­ру из­де­лия об­вод­ки цве­том фо­на и ши­ри­ной 5 мм на­ру­жу (в CorelDRAW это об­вод­ка 10 мм с оп­ци­ей «по­ме­стить за фо­ном» Behind fill). Или, ес­ли сам кон­тур уже в свою оче­редь яв­ля­ет­ся об­вод­кой, то со­зда­ни­ем ко­пии фо­на с без за­лив­ки, с уве­ли­че­ни­ем об­вод­ки на 5 мм и, как все­гда, по­ме­ще­ни­ем объ­ек­та-до­лив­ки по­за­ди всех объ­ек­тов. Ча­сто кон­тур из­де­лия – это кон­тей­нер, в ко­то­рый по­ме­щен ли­бо фон, ли­бо все изо­бра­же­ние из­де­лия. В этом слу­чае для ри­со­ва­ния но­во­го кон­ту­ра очень эф­фек­тив­но при­ме­не­ние CorelDRAW-эф­фек­та «кон­тур» (Contour) с по­сле­ду­ю­щим раз­би­е­ни­ем эф­фек­та на про­стые объ­ек­ты, и по­ме­ще­ни­ем со­дер­жи­мо­го кон­тей­не­ра в но­вый кон­тур. В Illustrator – это OffsetPath. В осталь­ных про­грам­мах верст­ки эта опе­ра­ция труд­но­вы­пол­ни­ма или во­об­ще невоз­мож­на.

А ес­ли до­лив­ка не мо­жет быть на­ри­со­ва­на од­ним из вы­ше­опи­сан­ных спо­со­бов (на­при­мер, ди­зай­нер знал о поль­зе рас­три­ро­ва­ния фо­на, но не знал о важ­но­сти до­лив­ки и «слил» весь фон ак­ку­рат под ли­нии ре­за), то та­кая ра­бо­та долж­на воз­вра­щать­ся ди­зай­не­ру на пе­ре­дел­ку. Ко­неч­но же, мож­но тя­гост­но вздох­нуть, от­кры­вая Photoshop, и при­го­то­вить­ся к юве­лир­ной и кро­пот­ли­вой ра­бо­те. Но в дан­ном слу­чае не да­ет по­коя про­фес­сио­наль­ная гор­дость – за­чем тра­тить столь­ко лиш­не­го вре­ме­ни на ис­прав­ле­ние та­кой гру­бой и непро­фес­сио­наль­ной ошиб­ки, ко­гда с по­мо­щью про­це­ду­ры воз­вра­та на пе­ре­дел­ку фай­ла ди­зай­не­ру, мож­но про­све­тить еще од­но­го че­ло­ве­ка на пред­мет важ­но­сти до­ли­вок?

6.2 Ко­ли­че­ство кон­тей­не­ров об­рез­ки (Clipping Path/PowerClip), вло­жен­ных друг в дру­га >1. Я уже при­во­ди­ла при­мер с «мат­реш­кой» из 10 кон­тей­не­ров, вло­жен­ных друг в дру­га. Эта про­бле­ма тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да и Rasterize/Convert to bitmap.

6.3 Неви­ди­мые объ­ек­ты или слои – про­сто ненуж­ный му­сор. Мо­жет за­ни­мать до 20 ми­нут до­пол­ни­тель­но­го ма­шин­но­го вре­ме­ни на свою об­ра­бот­ку. Delete.

6.4 Ви­ди­мые, но непе­ча­та­е­мые слои. Объ­ек­ты с та­ких сло­ев ис­чез­нут из PDF. По­это­му очень по­лез­но смот­реть не толь­ко на изо­бра­же­ние, но и на икон­ки пе­ча­та­е­мо­сти слоя. А так­же рас­пе­ча­тать из фай­ла ма­кет и срав­нить с изо­бра­же­ни­ем на экране. По­иг­рать в иг­ру «най­ди N от­ли­чий».

6.5 Ко­ли­че­ство сло­ев, фор­ми­ру­ю­щих изо­бра­же­ние >2. Я сей­час имею в ви­ду толь­ко те слои, ко­то­рые фор­ми­ру­ют непо­сред­ствен­но изо­бра­же­ние. По­то­му что в фай­ле вполне до­пу­сти­мо и да­же при­вет­ству­ет­ся при­сут­ствие сло­ев с име­на­ми LAK, NOJ, KLISHE и т.п., с со­от­вет­ству­ю­щей ин­фор­ма­ци­ей в них (фор­мы для ла­ка, но­жа штан­цов­ки и кли­ше тис­не­ния). За­чем «за­ки­ды­вать» во­ло­сы в один слой, ру­ки в дру­гой, а но­ги в тре­тий? Удоб­но де­лать ди­зайн? Пе­ред от­прав­кой на PostScript све­ди­те все эти слои в один, ина­че вы су­ще­ствен­но ослож­ни­те PostScript’у опи­са­ние ва­ше­го фай­ла. Он мо­жет «оби­деть­ся», что его за­ва­ли­ва­ют лиш­ней ра­бо­той по со­став­ле­нию слож­но­со­чи­нен­ной иерар­хии объ­ек­тов и «за­глю­чить».

6.6 Объ­ек­ты, на­хо­дя­щи­е­ся вне стра­ни­цы. По­ми­мо то­го, что они за­ни­ма­ют ме­сто и яв­ля­ют­ся «му­со­ром», из-за них ли­ней­ный раз­мер изо­бра­же­ния мо­жет быть отоб­ра­жен непра­виль­но. Delete.

6.7 От­сут­ству­ю­щие / не об­нов­лен­ные ссыл­ки на при­лин­ко­ван­ные фай­лы. Как и в слу­чае с от­сут­ству­ю­щи­ми шриф­та­ми, Fatal Error! Про­грам­ма верст­ки мо­жет встра­и­вать изо­бра­же­ние це­ли­ком в пуб­ли­ка­цию и то­гда с ним уже ни­че­го не слу­ча­ет­ся, ли­бо она мо­жет со­хра­нить у се­бя ссыл­ку (OPI) на внеш­ний файл. В этом слу­чае она со­хра­ня­ет в пуб­ли­ка­цию толь­ко экран­ную вер­сию изо­бра­же­ния на 72 dpi, ко­то­рая аб­со­лют­но не под­хо­дит для оф­сет­ной пе­ча­ти. По­это­му в фай­ле ви­дим, на бу­ма­ге – нет. Все­го лишь 5 от­сут­ству­ю­щих ссы­лок од­на­жды за­дер­жа­ли про­из­вод­ство жур­на­ла на 3 дня, по­то­му что они на­хо­ди­лись на раз­ных стра­ни­цах из­да­ния, как по за­ко­ну под­ло­сти, по­па­да­ли на раз­ные спус­ки по­лос, и сто­рон­ний ди­зай­нер дол­го «вспо­ми­нал» от­ку­да он их брал. Чтобы из­бе­жать та­ких про­ко­лов, не то­ро­пи­тесь фор­ми­ро­вать па­кет для пре­пресс-бю­ро до тех пор, по­ка не вне­се­те все прав­ки и кор­рек­ти­вы. По­сле са­мой по­след­ней прав­ки и со­хра­не­ния всех из­ме­не­ний в фай­ле, на­чи­най­те фор­ми­ро­вать. Слу­чай с 5-ю ссыл­ка­ми был, ско­рее все­го, пред­по­след­ней вер­си­ей фор­ми­ро­ва­ния па­ке­та для пре­пресс-бю­ро, а по­сле вне­се­ния кор­рек­тив по­след­нюю вер­сию сфор­ми­ро­вать за­бы­ли.

6.8 OLE-объ­ек­ты (объ­ек­ты из дру­гих про­грамм, по­ме­щен­ные в про­грам­му ма­ке­ти­ро­ва­ния через бу­фер об­ме­на дан­ны­ми). Бу­фер об­ме­на дан­ны­ми не лю­бит во­зить­ся с изо­бра­же­ни­я­ми и пред­по­чи­та­ет иметь де­ло с их экран­ны­ми вер­си­я­ми раз­ре­ше­ни­ем 72 dpi. Rasterize/Convert to bitmap. И, ес­ли вас устро­ит ре­зуль­тат, то все хо­ро­шо. Ес­ли нет – зво­ни­те за­каз­чи­ку.

6.9 Ми­ни­маль­ное рас­сто­я­ние от края кри­ти­че­ски зна­чи­мо­го объ­ек­та/изо­бра­же­ния/тек­ста до гра­ни­цы из­де­лия (ли­нии ре­за) мень­ше 3 мм. Воз­ник­но­ве­ние это­го тре­бо­ва­ния обу­слов­ле­но все тем же раз­бро­сом в по­вто­ря­е­мо­сти при из­го­тов­ле­нии из­де­лия в ти­ра­же. Ес­ли по­лу­чит­ся так, что из­де­лие с од­но­го края под­ре­жет­ся внутрь сво­е­го изо­бра­же­ния и, ес­ли с этой сто­ро­ны эле­мент ди­зай­на сто­ял слиш­ком близ­ко к краю ре­за, есть риск, что часть эле­мен­та ди­зай­на сре­жет­ся и про­па­дет с из­де­лия на­все­гда. Это очень за­мет­ный брак. На­зы­ва­ет­ся за­ре­за­ние. Ко­неч­но же, мож­но пой­ти и от­ру­гать рез­чи­ка, но, ко­гда вы при­де­те в цех, по­дой­де­те к ре­заль­но­му стан­ку и уви­ди­те ка­кое(!) ко­ли­че­ство ли­стов в сто­пе он про­ре­за­ет за 1 раз, вы, мо­жет быть, пе­ре­ду­ма­е­те. Вме­сто это­го, вы луч­ше об­лег­чи­те ему за­да­чу – за­дви­не­те все кри­ти­че­ски зна­чи­мые объ­ек­ты (ло­го, адрес, те­ле­фон, текст и т.п.) внутрь изо­бра­же­ния так, чтобы до каж­до­го края из­де­лия бы­ло по­ле ми­ни­мум 3 мм.

И са­мое глав­ное в кон­це раз­де­ла. Ес­ли вы хо­ти­те, чтобы в ре­про­цен­тре на вас все­гда смот­ре­ли ува­жи­тель­но, как на про­фес­сио­на­ла, не при­но­си­те ту­да свои фай­лы в сле­ду­ю­щих про­грам­мах:

  • офис­ные про­грам­мы из па­ке­та MS Offiсe или им по­доб­ные (тек­сто­вые ре­дак­то­ры, пре­зен­та­ции и элек­трон­ные таб­ли­цы год­ны толь­ко для пе­ре­да­чи ис­ход­ных да­ных, для по­сле­ду­ю­щей верст­ки в из­да­тель­ских про­грам­мах).
  • AutoCad и ей по­доб­ные. За­ме­ча­тель­ная ар­хи­тек­тор­ская про­грам­ма, ко­то­рая в дан­ном слу­чае ис­поль­зо­ва­на не по на­зна­че­нию.
  • 3DMax и ей по­доб­ные. Мощ­ный и то­же за­ме­ча­тель­ный ре­дак­тор 3D-гра­фи­ки, ко­то­рый в дан­ном слу­чае опять ис­поль­зо­ван не по на­зна­че­нию.
  • DreamWaver и ей по­доб­ные про­грам­мы для на­пи­са­ния ин­тернет-сай­тов. Да, там то­же верст­ка стра­ниц, но для ин­тер­не­та.
  • Acсess и ей по­доб­ные про­грам­мы для со­зда­ния и ра­бо­ты с ба­за­ми дан­ных.

Вы мо­же­те сколь­ко угод­но сме­ять­ся над этим аб­за­цем, од­на­ко, ес­ли бы не мой горь­кий опыт, я бы его не пи­са­ла. На­при­мер, в 3DMax мне од­на­жды при­нес­ли… ви­зит­ку с трех­мер­ным ло­го­ти­пом, а в PowerPoint, Word и Exсel – пол­но­цен­но «свер­стан­ные»
бро­шю­ры с тек­стом таб­ли­ца­ми и да­же(!) кар­тин­ка­ми. Прав­да, на­до при­знать­ся, мне еще не при­но­си­ли фай­лы в AutoCad, DreamWaver и Acсess, мо­жет все впе­ре­ди?

В сво­ей кни­ге я по­свя­ти­ла неболь­шую гла­ву «Что же де­лать с «верст­кой»?» опи­са­нию неко­то­рых сво­их ме­то­дов, ко­то­рые у ме­ня на­ко­пи­лись для ис­прав­ле­ния по­доб­ных си­ту­а­ций. Ко­неч­но же, са­мым пра­виль­ным бы­ло бы про­сто воз­вра­щать та­кие фай­лы за­каз­чи­ку. А ес­ли за­каз­чик сто­ит пе­ред ва­ми, ру­ки в мо­лит­вен­ном же­сте и го­тов пла­тить сколь­ко угод­но и ждать столь­ко же? То­гда мож­но, на­пу­стив на се­бя ум­ный вид, ска­зать, что все-рав­но ни­кто, кро­ме вас, с этой про­бле­мой не спра­вит­ся, вы­ста­вить за­каз­чи­ку со­лид­ный счет за ра­бо­ту, вни­ма­тель­но про­чи­тать эту гла­ву и пе­ре­де­лать файл.

Наи­бо­лее по­пуляр­ны­ми из­да­тель­ски­ми про­грам­ма­ми на се­го­дняш­ний день яв­ля­ют­ся:

• QwarkXPress
• Adobe InDesign
• Adobe Illustrator
• CorelDRAW
• Adobe Photoshop

Фай­лы, со­здан­ные в этих про­грам­мах, при­мет по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство ре­про­цен­тров, ти­по­гра­фий и пре­пресс-бю­ро (осталь­ные про­сто пред­по­чи­та­ют иметь де­ло толь­ко с пол­но­стью го­то­вы­ми для фо­то­вы­во­да PS- и PDF-фай­ла­ми).

И по­след­нее по­же­ла­ние. Ко­ман­ду Rasterize/Convert to bitmap вы­пол­нить лег­ко, а прав­ки в та­кой объ­ект вне­сти слож­но. По­это­му пе­ред этой про­це­ду­рой еще раз убе­ди­тесь в том, что вы преду­смот­ре­ли все, осо­бен­но до­лив­ки.

Loading

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Предыдущая статьяРискни разделить неделимое
Следующая статьяИльяс Калиев