100 советов по допечатной подготовке

Устинова Н. Р.

5. Проблемы с размерами и разрешением файла.

5.1 Раз­мер PDF-фай­ла > 2 Gb. Так и хо­чет­ся вос­клик­нуть: имей­те со­весть! Да, на­ши гра­фи­че­ские стан­ции име­ют по­ис­ти­не по­тря­са­ю­щие про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти. Да, ес­ли PDF-файл, раз­ме­ром боль­ше 2 Gb со­здан, зна­чит он име­ет пра­во на су­ще­ство­ва­ние, но… как про­грам­мист про­грам­ми­стам ска­жу по сек­ре­ту, что как бы «бес­ко­неч­но» не вы­гля­де­ли ва­ши про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти, но и они име­ют пре­дел. Про­сто этот пре­дел учтен раз­ра­бот­чи­ка­ми гра­фи­че­ско­го ПО, что на­зы­ва­ет­ся «с за­па­сом», од­на­ко, каж­дое хра­ни­ли­ще дан­ных (ти­па стек, мас­сив и т.п.), каж­дая пе­ре­мен­ная, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся в про­грам­ме, име­ют фик­си­ро­ван­ный пре­дел сво­е­го раз­ме­ра. По­то­му что ес­ли каж­дой пе­ре­мен­ной или хра­ни­ли­щу дан­ных за­дать неогра­ни­чен­ный раз­мер, то для ра­бо­ты с ни­ми мо­жет по­тре­бо­вать­ся неогра­ни­чен­ное ко­ли­че­ство вы­де­ля­е­мой для это­го па­мя­ти, а она у нас все рав­но огра­ни­че­на физи­че­ски­ми па­ра­мет­ра­ми на­ше­го ком­пью­те­ра. И еще. В каж­дой про­грам­ме, в том чис­ле и из­да­тель­ской, все рав­но опре­де­лен ли­мит раз­ме­ра изо­бра­же­ния и фай­ла, про­сто в 95% слу­ча­ев мы не при­бли­жа­ем­ся к нему. Да­же вир­ту­аль­ная па­мять, ко­то­рая со­зда­на на ос­но­ве ал­го­рит­ма «бес­ко­неч­но­го» рас­ши­ре­ния, име­ет пре­дел – до­ста­точ­но це­ли­ком за­бить ва­ши­ми дан­ны­ми всю опе­ра­тив­ную па­мять и все ме­сто на жест­ких дис­ках. Для это­го по­на­до­бит­ся мно­го ин­фор­ма­ции? По­верь­те, PDF-файл, раз­ме­ром > 2 Gb по слож­но­сти его об­ра­бот­ки как раз при­бли­жа­ет­ся к та­кой бес­ко­неч­но­сти. 2 Gb – это пол­но­стью рас­три­ро­ван­ный TIFF-файл, со­дер­жа­щий 1 раст­ро­вый объ­ект раз­ме­ром 1000х700 мм раз­ре­ше­ни­ем 600 ppi и без ал­го­рит­ма сжа­тия дан­ных. Или файл, раз­ме­ром 100*210 мм, но с уча­сти­ем 80 000 век­тор­ных и раст­ро­вых объ­ек­тов, на­ло­жен­ных друг на дру­га. По­ни­ма­е­те, к че­му я кло­ню? Упро­щай­те ис­ход­ный файл, при­во­ди­те все его объ­ек­ты к про­сто­му ви­ду, объ­еди­няй­те и рас­три­руй­те от­дель­ные груп­пы объ­ек­тов вруч­ную, и вы про­слы­ве­те са­мым опе­ра­тив­ным и про­фес­сио­наль­ным до­пе­чат­ни­ком в ва­шей ор­га­ни­за­ции. В слу­чае раз­ме­ров боль­ше чем 1000х700 мм ре­ко­мен­до­ва­но по­ни­же­ние раз­ре­ше­ния фай­ла до 250 и до 200 ppi и при­чем на ка­че­стве это не силь­но ска­зы­ва­ет­ся.

5.2 Ко­ли­че­ство стра­ниц в PDF-фай­ле > 120 (в част­но­сти, для мно­го­стра­нич­ных пол­но­цвет­ных жур­на­лов или ка­та­ло­гов). Вы мо­же­те се­бе пред­ста­вить оглав­ле­ние в кни­ге, ко­то­рое со­дер­жит 120 ссы­лок на стра­ни­цы? С тру­дом? Я то­же. И RIP с на­ми здесь пол­но­стью со­гла­сен (помни­те вы­ше­опи­сан­ную струк­ту­ру ор­га­ни­за­ции дан­ных в фор­ма­те PDF?). На боль­шее он не спо­со­бен. Виснет. И ес­ли со­всем чест­но, то RIP го­раз­до быст­рее об­ра­бо­та­ет 4 фай­ла по 60 стра­ниц неже­ли 2 фай­ла по 120. Од­на­ко доль­ше все­го он бу­дет об­ра­ба­ты­вать 120 фай­лов по 2 стра­ни­цы. И со­всем про­фес­сио­наль­но – от­прав­лять на­бо­ры тет­ра­дей, чтобы на 1 файл при­хо­ди­лось ко­ли­че­ство стра­ниц, крат­ное ко­ли­че­ству стра­ниц в книж­ной тет­ра­ди или стра­ниц на 1 пе­чат­ном ли­сте с обе­их сто­рон.

5.3 Ко­ли­че­ство объ­ек­тов, по­ме­щен­ных в кон­тей­нер об­рез­ки (Clipping Mask/PowerClip)>100. На каж­дый из >100 та­ких объ­ек­тов при­хо­дит­ся PostScript-во­прос: «При­над­ле­жит ли объ­ект кон­тей­не­ра мно­же­ству объ­ек­тов, ко­то­рые долж­ны ча­стич­но об­ре­зать­ся?». На каж­дую по­ста­нов­ку во­про­са и на его от­вет тра­тит­ся ма­шин­ное вре­мя. Вы прав­да со­бра­лись об­ре­зать >100 объ­ек­тов? Мо­жет име­ет смысл их рас­три­ро­вать или упро­стить?

5.4 Ко­ли­че­ство объ­ек­тов с гра­ди­ент­ны­ми (Gradient Fill) за­лив­ка­ми >5000. На­по­ми­наю, гра­ди­ент­ная за­лив­ка – это фор­му­ла. Сгруп­пи­ро­вать (Group) и рас­три­ро­вать (Rasterize/Convert to bitmap).

5.5 Раз­ре­ше­ние пол­но­цвет­но­го раст­ро­во­го объ­ек­та мень­ше 300 ppi или боль­ше 600 ppi. От­ку­да есть бе­рет­ся стан­дарт 300 ppi для стан­дар­та 175 lpi на­пи­са­но мно­го. Стан­дарт. На се­го­дня. На се­го­дня мож­но пе­ча­тать с ли­ни­а­ту­рой 250 lpi и со­от­вет­ству­ю­щим раз­ре­ше­ни­ем фай­ла 450 ppi. По­это­му раз­ре­ше­ние 300 ppi яв­ля­ет­ся ра­зум­ной ниж­ней гра­ни­цей для га­ран­ти­ро­ван­но­го вос­про­из­вод­ства ва­шей ин­фор­ма­ции при пе­ча­ти оф­сет­ным спо­со­бом. Со­от­вет­ствен­но для пе­ча­ти дру­ги­ми спо­со­ба­ми су­ще­ству­ют дру­гие тре­бо­ва­ния к раз­ре­ше­нию изо­бра­же­ния. Для ко­го бы вы ни го­то­ви­ли файл, будь то ши­ро­ко­фор­мат­ный плот­тер или тра­фа­рет­ная пе­чать, по­ка­за­те­лем ва­ше­го про­фес­сио­на­лиз­ма бу­дет слу­жить ва­ше уме­ние пе­ре­дать файл по схе­ме «1 в 1». То есть с уче­том всех тре­бо­ва­ний про­из­вод­ства и в мас­шта­бе из­де­лия 1:1. Верх­няя гра­ни­ца слу­жит есте­ствен­ным ба­рье­ром для из­бы­точ­но­сти ин­фор­ма­ции, ко­гда она про­сто за­ни­ма­ет ме­сто, и ино­гда да­ет сбои при рас­че­те сжа­тия. Вам ко­гда-ни­будь встре­ча­лись раст­ро­вые объ­ек­ты раз­ме­ром 2х2 см и раз­ре­ше­ни­ем 5200*5200 ppi? Мне встре­ча­лись. И ме­сто они за­ни­ма­ли нешу­точ­ное, и пре­об­ра­зо­вы­ва­лись дол­го. За­то по­сле двух­сту­пен­ча­той про­це­ду­ры при­ве­де­ния их в раз­мер 350 ppi (ра­зум­ная из­бы­точ­ность при вос­про­из­вод­стве та­ких мел­ких де­та­лей при стан­дар­те 300) по­лу­чи­лись на пе­ча­ти как на­до. Хо­тя мне все-та­ки хо­те­лось бы вве­сти но­вый стан­дарт – 350 ppi. Очень хо­ро­шо и для 200 lpi и для 175 lpi и для сто­ха­сти­че­ско­го и для ги­брид­но­го рас­три­ро­ва­ния.

5.6 Раз­ре­ше­ние Grayscale/Black_and_White изо­бра­же­ния мень­ше 600 ppi или боль­ше 1200 ppi. Для плав­ной пе­ре­да­чи по­лу­то­нов и кон­ту­ров с по­мо­щью од­ной крас­ки тре­бу­ет­ся чуть боль­ше ин­фор­ма­ции. Пра­ви­ла по­яв­ле­ния верх­ней и ниж­ней гра­ни­цы те же, что и для пол­но­цвет­но­го изо­бра­же­ния.

5.7 Ко­ли­че­ство объ­ек­тов на 1 стра­ни­це > 3000. Не мно­го­ва­то ли? По­верь­те, 300 круп­ных рас­три­ро­ван­ных или упро­щен­ных объ­ек­тов бу­дут об­ра­ба­ты­вать­ся го­раз­до быст­рее, чем 3000 мел­ких и раз­роз­нен­ных. А ес­ли та­ких стра­ниц в пуб­ли­ка­ции у нас 20?

6. Прочие недочеты горе-дизайнеров.

6.1. От­сут­ству­ю­щие вы­пус­ки за об­рез­ной фор­мат (они же бли­ды (bleeds), они же до­лив­ки (фо­на), они же вы­ле­ты). Вы­пуск за об­рез­ной фор­мат для по­ли­гра­фи­стов – по­ня­тие на­столь­ко род­ное и в то же вре­мя очень важ­ное, что они по­рой за­бы­ва­ют, что дру­гие лю­ди об этом мо­гут не иметь ни ма­лей­ше­го по­ня­тия. Де­ло в том, что лю­бое по­ли­гра­фи­че­ское обо­ру­до­ва­ние все­гда име­ет опре­де­лен­ную по­греш­ность при из­го­тов­ле­нии от­дель­ных эк­зем­пля­ров ти­ра­жа от из­де­лия к из­де­лию. Несмот­ря на то, что в на­ше вре­мя по­ли­гра­фи­че­ские стан­ки ста­ли очень вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ны и бо­лее точ­ны, еще су­ще­ству­ет та­кое по­ня­тие как раз­брос в по­вто­ря­е­мо­сти, будь то по­ло­же­ние изо­бра­же­ния на пе­чат­ном ли­сте от ли­ста к ли­сту в ти­раж­ной сто­пе или по­ло­же­ние об­лож­ки от­но­си­тель­но ко­реш­ка в жур­на­ле, ко­гда он со­би­ра­ет­ся на тер­мо­пе­ре­плет. Я уже не го­во­рю о твер­дом пе­ре­пле­те. Как бы ни вы­пол­ня­лась опе­ра­ция – ста­нок плюс че­ло­век-опе­ра­тор или ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный кон­вей­ер, су­ще­ство­вал, су­ще­ству­ет и ко­гда-ни­будь мо­жет ис­чезнет раз­брос в по­вто­ря­е­мо­сти из­де­лий в ти­ра­же. До­лив­ка не до­пус­ка­ет по­яв­ле­ния бе­лой по­ло­сы по краю из­де­лия при неточ­но­стях под­рез­ки и предо­став­ля­ет необ­хо­ди­мый до­пуск на до­пол­ни­тель­ную под­рез­ку при всех пе­ре­плет­но-бро­шю­ро­воч­ных ра­бо­тах.

Этим до­лив­ки так и важ­ны. Обыч­но име­ют раз­ме­ры 3-5 мм. Ста­вят­ся по пе­ри­мет­ру все­го из­де­лия очень про­сто – как буд­то из­де­лие име­ет фор­мат не Х на У, а 3+Х+3  на 3+У+3. Фор­мат из­де­лия с до­лив­ка­ми и до­пол­ни­тель­ны­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми при­пус­ка­ми на­зы­ва­ет­ся до­об­рез­ным фор­ма­том из­де­лия. По ана­ло­гии фор­мат из­де­лия по­сле под­рез­ки на­зы­ва­ют фор­ма­том в об­ре­зе.

RIP’ы не уме­ют ри­со­вать до­лив­ки.

Про­грам­мы ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го спус­ка по­лос уме­ют толь­ко вы­де­лять под них ме­сто на спус­ке по­лос. По­это­му по­ка аб­со­лют­но все ди­зай­не­ры не на­учат­ся гра­мот­но ста­вить до­лив­ки, у до­пе­чат­ни­ков все­гда бу­дет хлеб… и немно­го го­лов­ной бо­ли.
Сна­ча­ла ста­вят­ся на­прав­ля­ю­щие. За­тем за­да­ет­ся при­вяз­ка к на­прав­ля­ю­щим.

До­лив­ки на из­де­ли­ях, име­ю­щих пря­мо­уголь­ную фор­му, до­бав­ля­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми:

Ручная дорисовка фона. Са­мый про­фес­сио­наль­ный спо­соб устра­не­ния про­бле­мы. И са­мый дол­гий. При­ме­ня­ет­ся то­гда, ко­гда мож­но что-то сде­лать, на­при­мер, гра­ни­цы ре­за пред­став­ля­ют со­бой од­но­тон­ные фо­ны или встре­ча­ет­ся 2-3 неслож­ных объ­ек­та на­вы­лет или изо­бра­же­ние на­вы­лет пред­став­ля­ет из се­бя груп­пу век­тор­ных объ­ек­тов, ко­то­рые мож­но ви­до­из­ме­нить.

Масштабирование фона. Быстро и удоб­но, толь­ко сле­ди­те, чтобы эле­мен­ты фо­на не при­бли­жа­лись опас­но к ли­нии ре­за, и чтобы не «съе­ха­ли» эле­мен­ты ди­зай­на, осо­бен­но, ко­гда фон пест­рый. Неже­ла­тель­но до­бав­лять до­лив­ку та­ким спо­со­бом на из­де­ли­ях фор­ма­та мень­ше или рав­ном А4, по­то­му что слиш­ком мно­го кра­е­вой ин­фор­ма­ции ис­чезнет с из­де­лия. «За­ли­пу­ха» – так на­зы­ва­ет­ся ис­прав­ле­ние си­ту­а­ции, ко­гда на­до быст­ро что-то ис­пра­вить. Мас­шта­би­ро­ва­ние пест­ро­го фо­на с ко­пи­ро­ва­ни­ем – раз­но­вид­ность ме­то­да, за­клю­ча­ет­ся в со­зда­нии уве­ли­чен­ной ко­пии фо­на и по­ме­ще­ни­ем ее за фон-ори­ги­нал. Здесь на­до про­сле­дить, чтобы на гра­ни­це рез–до­лив­ка не про­сту­па­ли по­ло­сы и рез­кие пе­ре­хо­ды. Ино­гда там про­яв­ля­ют­ся тон­кие по­сто­рон­ние ли­нии – при­знак то­го, что ди­зай­нер рас­три­ро­вал изо­бра­же­ние, где по кон­ту­ру сто­я­ла тон­кая об­вод­ка. На­до мас­ки­ро­вать эту ли­нию, со­от­вет­ствен­но, раз­мер фо­на со­кра­тит­ся. По­верь­те, он со­кра­тит­ся на де­ся­тые до­ли мил­ли­мет­ра, и ни­кто не за­ме­тит, что до­лив­ка на­ча­лась рань­ше. А вот по­сто­рон­нюю тон­кую ли­нию за­ме­тят мно­гие.

«Вытягивание» фона. Самый ори­ги­наль­ный спо­соб. То­нень­кий ку­со­чек каж­до­го края из­де­лия ко­пи­ру­ет­ся без сдви­га и, мас­шта­би­ро­ва­ни­ем без со­хра­не­ния про­пор­ций, до­тя­ги­ва­ет­ся до края до­лив­ки. Пу­стые квад­ра­ти­ки в уг­лах за­ли­ва­ют­ся гра­ди­ен­том от вер­ти­каль­но­го цве­та к го­ри­зон­таль­но­му.

«Зеркальные» доливки. Самый эпа­таж­ный спо­соб. И са­мый спа­си­тель­ный в тя­же­лой си­ту­а­ции – в си­ту­а­ции, ко­гда до­ба­вить про­сто нече­го или ре­зуль­та­ты  вы­ше­опи­сан­ных спо­со­бов нас не устра­и­ва­ют. Раст­ро­вый пест­рый фон и… об­рыв изо­бра­же­ния на ли­нии ре­за. В та­ких слу­ча­ях, ко­неч­но же, луч­ше воз­вра­щать файл го­ре-ди­зай­не­ру на пе­ре­дел­ку, но ино­гда та­кое невоз­мож­но, а пе­ча­тать ти­раж на­до. «Зер­каль­ные» до­лив­ки мож­но на­звать про­фес­сио­наль­ной «за­ли­пу­хой». Опять же, сле­ди­те, чтобы на гра­ни­це рез–до­лив­ка не про­сту­па­ли по­ло­сы и рез­кие пе­ре­хо­ды. Со­зда­ют­ся в два эта­па.

1) Про­ве­ря­ют­ся гра­ни­цы ре­за (так же как и в слу­чае с мас­шта­би­ро­ван­ны­ми до­лив­ка­ми).

2) Фон «от­зер­ка­ли­ва­ет­ся» (центр сим­мет­рии – край фо­на) с ко­пи­ро­ва­ни­ем во все сто­ро­ны, за­тем для за­крас­ки уг­лов по кон­тек­сту ли­бо по вер­ти­ка­ли, ли­бо по го­ри­зон­та­ли со­зда­ют­ся рас­тя­ну­тые ко­пии до­лив­ки, ко­то­рые за­тем по­ме­ща­ют­ся за осталь­ны­ми до­лив­ка­ми. Все эти ко­пии кад­ри­ру­ют­ся по раз­ме­рам до­лив­ки, груп­пи­ру­ют­ся с фо­ном и в та­ком ви­де рас­три­ру­ют­ся за­но­во (RIP «недо­люб­ли­ва­ет» зер­каль­ные раст­ро­вые объ­ек­ты, и по­том, за­чем нам 7 объ­ек­тов вме­сто од­но­го?).

В слу­чае с фигур­ны­ми кон­ту­ра­ми из­де­лия, хо­ро­шим то­ном счи­та­ет­ся кон­тур до­лив­ки де­лать по­доб­ным кон­ту­ру из­де­лия. Дру­ги­ми сло­ва­ми, каж­дая точ­ка кон­ту­ра до­лив­ки от­сто­ит от со­от­вет­ству­ю­щей ей точ­ки кон­ту­ра из­де­лия ров­но на рас­сто­я­ние до­лив­ки. Плю­сов у та­ко­го под­хо­да к до­лив­ке мно­го и один из них – удоб­ство в «чи­та­е­мо­сти» из­де­лия в про­цес­се по­ли­гра­фи­че­ско­го про­из­вод­ства. Еще вас оце­нят, как про­фес­сио­на­ла. Еще так кра­си­вее и не со­зда­ет «бес­по­ряд­ка» во­круг из­де­лия.

А как это сде­лать быст­ро и ка­че­ствен­но чи­тай­те сле­ду­ю­щий аб­зац.

Loading

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Предыдущая статьяРискни разделить неделимое
Следующая статьяИльяс Калиев