3. Проблемы с растровыми объектами.
3.1 Эффект загиба угла (Corner Effect), тень (Drop Shadow), прозрачность (Transparency), линза (Lens) и т.п. Опять же, красиво, удобно и… тоже проблематично. Надо сказать, что благодаря способности PDF/Х3 обрабатывать объекты с живой прозрачностью, данная категория спецэффектов представляет собой самую безопасную категорию. Даже CorelDRAW уже научился весьма корректно описывать тень и прозрачность, чтобы они появились на фотовыводе. Раньше это была целая методика приведения тени к нормальному виду. Однако лучше не забывать вот о чем. Чем сложнее контуры объекта, к которому применен спецэффект, чем больше объектов и чем они сложнее в группе, к которой применен спецэффект, чем больше групп и объектов со спецэффектами в файле, чем больше спецэффектов, наложенных друг на друга, тем больше вероятность увидеть непредсказуемый результат (читай, ошибку). С вероятностью 100% могу вам сказать, что если вам встретится файл со всеми особенностями, описанными в предыдущем предложении, то самым быстрым и эффективным способом доведения его до фотовывода был, есть и может быть когда-нибудь не понадобится ручной Rasterize/Convert to bitmap. Потому что этой процедурой вы приводите спецэффект к одному, пусть и крупному объекту, в то время как программа, на основании своей формулы пересчета, иногда приводит ваш спецэффект к сотне мелких объектов и каждому из них потом выделяет отдельную строчку в оглавлении и целую подпрограмму описания в структуре файла PDF.
3.2 Многослойный PSD-файл, вставленный в программу верстки. Здесь я не буду долго описывать корень проблемы, сразу скажу о том, как это выглядит в виде ошибки – часть изображения «высыпается» или, проще, начисто исчезает. Решение – Rasterize/Convert to bitmap, сведение всех слоев в один, желательно непрозрачный. А еще лучше – сведение слоев в программе Adobe Photoshop, сохранение файла с одним простым слоем без спецэффектов и в режиме наложения Normal и потом уже импортирование изображения в программу верстки. Кроме того, программы верстки при импортировании PSD-файла могут проигнорировать или неправильно обработать корректирующие слои, спецэффекты и режимы наложения.
3.3 Растровое изображение повернуто на дробный угол или к нему была применена операция зеркального отображения. Опять мы имеем дело не с просто растровым объектом, а с объектом, к которому применена формула. Когда таких объектов мало, они ведут себя смирно. Когда много, ведут себя непредсказуемо – в основном исчезают части изображения. Если вам нужно повернуть растровый объект, советую лучше делать это, вбив вручную угол поворота, кратный 0,1°. А после того, как вы наповорачивались и назеркалились или, если при проведении допечатных работ вы встретили в файле такую группу объектов (чаще всего – это наспех сделанные коллажи), сведите все эти объекты в один растровый. Rasterize/Convert to bitmap.
4. Проблемы с цветом.
4.1 Не CMYK-цвет (RGB, Lab). Во времена PostScript level 1 это была проблема из проблем. Все полиграфисты кричали в один голос: «У нас нет красок Red, Green, Blue, а даже если и есть, то результат их смешения совсем не такой, как вы думаете! Только CMYK! В крайнем случае Grayscale! Иначе даже файлы принимать не будем!», и прочие эмоции. RIP’ы, надо сказать, в этом были полностью солидарны с полиграфистами – могли поместить не CMYK-объекты только в какую-нибудь одну сепарацию, чаще в черную, либо вообще игнорировали (CMYK-изображение на форме есть, а вместо RGB-изображения – белое пятно). Сейчас, с развитием технологии рабочего потока, использующего управление цветом, допустимо вставлять в файл не CMYK-изображения. Однако, это подразумевает следующее. Чтобы одно и то же изображение выглядело одинаково на разных носителях или с разных печатных устройств, на конечном RIP предусмотрена процедура окончательного цветоделения такого изображения с учетом разных ICC-профилей и настроек цветоделения. Например, для печати на мелованной или офсетной бумаге, на европейской или на японской печатной машине (у них разная цветопередача). С одной стороны, хорошо. С другой, для того чтобы отдавать не CMYK-изображения в данную типографию или репроцентр нужно определенно знать, что, во-первых, такая опция у RIP включена (ее можно и отключить даже если она есть), во-вторых, что там прописан нужный вам профиль цветоделения. Поэтому, если вы точно не знаете этих двух параметров, отдайте лучше изображения в старом добром CMYK. Подробно об этом было рассказано в главе про цветоделение.
4.2 Цвет White (C0M0Y0K0) с установкой overprint. Самая нелепая ошибка. Вы наверняка уже догадались что будет, если на цветном фоне не вырезать выворот под белый объект? Объект с таким цветом исчезнет и из PS и из PDF. Благо, что при возникновении этой ошибки, все программы, начиная с программы верстки и заканчивая конечным RIP-процессором начинают так «кричать» об этом красными восклицательными знаками и крестиками, что этого просто невозможно не заметить. Уберите свойство overprint у каждого белого объекта и все будет хорошо.
4.3 Черный текст в 4 краски (C100M100Y100K100 или наподобие). Цвет C100M100Y100K100 имеют право «носить» только крестики приводки. В главе про цветоделение я рассказывала об этом очень подробно. Здесь могу лишь еще добавить, что помимо проблем непосредственно при печати такого объекта, опять же, вспоминая проблему несовмещения, мы рискуем получить «оригинальные» паразитные и абсолютно не нужные ни заказчику ни вам цветные контуры вокруг черных букв. Вообще черный текст всегда лучше задавать цветом К100 и с свойством overprint. Однако, если крупный (больше 36 пт) текст помещен на цветной и пестрый фон, задайте ему цвет C35M20Y20K100.
4.4 Суммарное покрытие красок превышает допустимый предел. Я уже говорила об этом опять же в главе про цветоделение. Проблема возникает только в областях глубокого черного цвета. И чем больше площадь таких областей, тем больше проблема. Причем вплоть до перепечатки тиража заново. Кто за это будет платить? Обязательно проверяйте все темные цвета на предмет превышения суммарного предела: калькулятором ли, опцией ли Gamut Color в программе верстки, в общем всеми возможными способами не допускайте такие цвета в тираж. Потому что последствия этой ошибки одни из самых тягостных (все они описаны в главе «Цветоделение»).
4.5 Номера дополнительных красок, в том числе и металлизированных, которые заданы в файле, не соответствуют номерам красок, которые на самом деле будут использоваться при печати этого цвета. Эта проблема не создаст абсолютно никаких ошибок при выведении изображения на формы, зато приводит к очень печальным последствиям уже на стадии печати тиража.
Типичная ситуация (думаю, многие из вас тоже встречались с подобной). Сторонний дизайнер задал в файле цвет Pantone 146, «думая», что обозначил таким образом металлизированную краску – бронзу, которая на самом деле, имеет номер Pantone 875.
Заказчик подписал цветной макет, распечатанный на хорошем принтере, который, однако, не умеет печатать металлизированными красками. Так как цвет Pantone 146 на экране, как и на распечатке, выглядит почти так же, как и Pantone 875, потому что монитор тоже не может отобразить бронзовую краску, заказчик находится в блаженном неведении о том, что же его ждет. Макет подписан, все замечательно, файл отдается в типографию.
Для нас, полиграфистов, что бронза, что любой другой смесевой цвет имеют одну и ту же интерпретацию – раз в файле обозначен такой номер цвета, значит именно такой цвет и нужен заказчику. Хорошо, если в типографии разработан подробный лист описания заказа (техзадание, заказной) и по нему допечатник вдруг узнает, что предусмотрена печать CMYK+бронза и, видя такое несоответствие, начинает задавать наводящие вопросы, какой же в итоге цвет (краска) нужен заказчику – тот, который по заказному – бронза или тот, который по файлу – 146-й? А если нет? До сих пор еще встречаются ситуации, когда либо в заказном описана неполная информация, либо в типографии процветает политика «все по файлу».
И тогда допечатник отправит объекты цветом Pantone 146 на фотовывод, фотонаборный автомат нарисует на форме, соответствующей этому цвету надпись Pantone 146, печатник возьмет форму в руки и, прочитав на ней Pantone 146, зальет в печатную секцию краску Pantone 146 и отпечатает, как вы уже догадались, совсем не бронзу, а цвет, хотя по оттенку и близкий к цвету металлизированной краски, однако начисто лишенный металлического эффекта, присущего ей. Вот заказчик удивится, когда получит тираж! Эта проблема – целиком проблема человеческого фактора, однако она есть, и порой бывает сложно ее увидеть сразу.
Поэтому при встрече с неявно описанными дополнительными цветами или теми, которые, как вы видите из контекста, не к месту, лучше произведите перед заказчиком следующий ритуал. Произнесите примерно такие фразы: «А это точно тот цвет, который вам нужен? Вот так он будет выглядеть при печати». Тут же доставайте атлас образцов цвета, открывайте на соответствующей странице и показывайте его заказчику.
На этот вопрос, который я задавала множество раз, я получала разные ответы от восторженно-благодарного «какая же ты умница, что догадалась спросить, да, это не тот цвет, нужен другой, вот этот» до снобистского цежения сквозь зубы «раз в файле так обозначено, зачем задаешь тупые вопросы» (однако парочке таких умников пришлось-таки взять свои слова обратно, потому что мои сомнения, как оказалось, были оправданы). Вне зависимости от полярности ответа (простим людям их грубость), теперь вы уже на 95% можете быть уверены, какой именно краской будут печататься подозрительные объекты. До этого вероятность была, как в анекдоте про женскую логику, 50% – либо этой, либо какой-то другой, о которой «думал» дизайнер или заказчик. А 100% уверенность у вас может быть только тогда, когда цвет описан явно и в файле, и в техническом задании, и к нему приложена «легенда» или «бренд-бук».
4.6 Количество дополнительных цветов в файле >2. Опять же, проблема исключительно человеческого фактора. Пример из жизни – замечательно подготовленный сторонним дизайнером к фотовыводу PDF-файл, где присутствовало 12(!) дополнительных цветов из цветового атласа Pantone. Этими 12-ю цветами была раскрашена имиджевая векторная иллюстрация. Просто, наверное, дизайнеру было «так удобно» раскрашивать картинку цветами дополнительных красок, и он в тот момент не знал или не задумывался о том, что каждая такая краска – это дополнительная форма и дополнительный прогон на печатной машине. Другими словами, это означает существенные дополнительные материальные, денежные и временные затраты при производстве тиража. Естественно, выяснилось, что картинка должна быть просто CMYK. Решение – опять же, не бойтесь нарваться на грубость, задайте наводящие вопросы, точно ли это то, что хотел заказчик (ситуации бывают разные) или это просто дизайнеру было так удобно раскрашивать изображение.
[…] уже писали о книге Нины Устиновой «100 советов по допечатной […]
[…] также приобрести ее книгу в бумажном […]