Мне однажды попался на переделку файл от стороннего дизайнера, который конвертировался в PDF 15 минут, после процедуры спуска полос (а это были листовки 1/3 А4, размещенные на листе А2) он писал ps-файл два часа (и дело было не в мощности компьютера), и еще пару часов пытался отриповаться уже на стадии вывода форм на CTP, а потом благополучно выдавал ошибку обработки. Тут уже оператор CTP не выдержал. Что же обнаружилось при открытии файла? 5 полноценных спецэффектов Adobe InDesign, формировавших задний фон и наложенных друг на друга (!). И может быть даже не это было страшно, как то, что листовки
были размножены на спуске.
После того, как спецэффекты (пришлось таки поработать с файлом около получаса) были растрирзованы вручную и слиты в единый растровый непрозрачный объект, время на создание PDF сократилось до 2 мин, на PS – 5 мин, на TIFF – 10 мин (или что-то около). И это правда.
Интересная закономерность, чем больше объектов со спецэффектами в файле, тем больше вероятность «слетания» одного или нескольких спецэффектов.
И еще одна особенность. В сложном файле со спецэффектами при формировании PDF или PS-файла для печати, «слетать» могут разные объекты – на одной графической станции одни, на другой – другие. Больше всего любят «слетать» текстурные и Mesh-заливки, спецэффекты, изменяющие форму объекта, и спецэффекты, наложенные друг на друга.
А однажды мне пришлось распаковывать составленную горе-дизайнером «матрешку» из 10 вложенных друг в друга контейнеров обрезки и на каждом уровне, помимо «мусора» (объектов, целиком находящихся за границами контейнера), обязательно находились какие-нибудь объекты, требующие пристального внимания. А без распаковывания «матрешки» PostScript-файл просто не желал
генерироваться – сначала подвисал, а потом выдавал ошибку. Поэтому очень полезно вручную изучить содержимое контейнеров обрезки на предмет вышеописанных «подводных камней». Часть таких обрезных объектов имеет смысл вообще растрировать вручную.
Кстати, по поводу мусора. Когда его мало – это не сильно заметно. А когда его много, то, к сожалению, без ручной чистки не обойтись. Причины опять те же – время и ошибки.
И, казалось бы, что плохого можно ожидать от файла, состоящего целиком из простых векторных объектов? Оказывается, можно. Когда количество этих объектов превышает определенный предел. Случай из жизни. PS-файл генерировался почти всю ночь – 6 часов (!). С утра его поставили считаться на RIP, он до обеда посчитал, а потом у оператора CTP после 4-х часов ожидания сдали нервы, потому что, во-первых, речь шла, опять же, о листовках, размноженных на спуск, во-вторых, заказчики и менеджер начали, мягко говоря, недоумевать и роптать на неоперативность допечатников. В итоге выяснилось, что в файле находилось около 30 000 замечательных простых векторных объектов, причем как это обычно и бывает в таких ситуациях, почти все они входили в состав групп, которые представляли собой результат упрощения спецэффекта перетекания (Blend), создавая до 50 объектов в группе, и среди них еще были объекты с градиентной заливкой. Вся эта «радуга» из групп объектов, перекрывая в свою очередь друг друга (это тоже сыграло определенную роль), размещалась на относительно небольшом по площади участке листовки, формируя имиджевую картинку. И опять ручное растрирование спасло всех. Вместо суток на обработку, после операции Convert to Bitmap, которая заняла около 1 минуты, файл в течение 1 часа без проблем и последствий превратился в офсетные формы.
А что плохого можно ожидать от файла из 50 простых объектов, но среди них был один, который вел себя самым непредсказуемым образом – в PDF-файле был, а в PS-файле исчезал?
На разгадывание этой загадки было потрачено 10 минут интенсивных раздумий, экспериментов и детальных исследований свойств объекта. Это был нулевой радиус градиентной заливки из одного цвета в тот же. А с виду все просто и все замечательно – обычный объект с обычной заливкой.
Вы, наверное, уже заметили, что я чуть ли не агитирую взять все и растрировать? Не совсем так. Не агитирую. Но бывают реальные случаи, когда лучше «превратить дизайн-шедевр в битмап». Спрашивается, почему не агитирую за настройку автоматической растеризации при генерации PostScript? Два контраргумента. Во-первых, замечено, что когда даешь задание программе сгенерировать PostScript в сложном файле, надеясь исключительно на ее автоматику, то программа «захлебывается», пытаясь рассчитать результаты и одновременно сгенерировать PostScript-код. Окончательно «захлебнувшись», она либо «виснет» либо сообщает об ошибке. Во-вторых, на моей памяти масса примеров, когда ни я ни заказчик бы (он этого не видел) не были довольны результатами автоматического преобразования. Потому что в качестве результата там были либо явные ошибки, либо очень грубо просчитанная графика со значительными отклонениями от первоначального вида. А когда делаешь растрирование вручную, всегда есть возможность посмотреть на результат заранее и при случае откатить назад Ctrl+Z. И вот парадокс: иногда такие ручные преобразования занимают гораздо меньше времени, нежели те же, но автоматизированные.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, определим перечень проблем, которые необходимо устранить для корректной генерации PostScript или PDF – файла для передачи в репроцентр и способы их устранения. Сразу оговорюсь, что большинство проблем возникает при подготовке файла из программы CorelDraw – этим и объясняется такая нелюбовь допечатников к этому формату (чуть подробнее об этом я расскажу в подразделе, посвященном CorelDRAW). Однако, как показывает практика, Illustrator, QwarkXPress и Adobe InDesign тоже бывают небезгрешны. Также здесь я обозначила ряд проблем, которые лежат в плоскости так называемого «человеческого фактора». То есть, PostScript-файл сформируется правильно и без сбоев, однако, если в тираже встретятся такие проблемы – это все равно будут проблемы.
[…] уже писали о книге Нины Устиновой «100 советов по допечатной […]
[…] также приобрести ее книгу в бумажном […]