Если бы Хемингуэя попросили написать самую короткую 1 и полную страданий статью про полиграфию, то она могла бы выглядеть так:
А теперь серьёзно. Разберёмся, почему файлы, подготовленные в Figma для печати, почти всегда становятся головной болью для печатников — и что можно сделать, чтобы хотя бы немного облегчить эту боль.
Figma — это популярный инструмент для веб-дизайна и прототипирования, но его использование в полиграфии вызывает вопросы из-за ряда ограничений. В этой статье мы рассмотрим, можно ли эффективно работать с Figma для печати и какие шаги помогут подготовить макет, соответствующий требованиям типографий.
Преимущества Figma в полиграфии
- Удобство и работа в облаке: Figma позволяет легко синхронизировать проекты и работать над ними коллективно 2. Это упрощает взаимодействие с клиентами и командой в режиме реального времени.
- Все макеты в одном проекте: В Figma удобно размещать разные версии и адаптации на одном большом монтажном столе. Это исключает необходимость создавать множество отдельных файлов для разных форматов, упрощая управление и согласование дизайна.
- Быстрая подготовка прототипов: Figma позволяет быстро создать прототип презентации или макет флаера, афиши или буклета для согласования с клиентом, даже на начальных этапах проекта.
Основные ограничения
- Отсутствие поддержки CMYK (и Pantone): Figma работает только с RGB-палитрой, что может привести к искажению цветов при печати. Для полиграфии требуется преобразование в CMYK, которую нужно делать в других программах.
- Ограниченные возможности для допечатной подготовки: В Figma отсутствует инструментарий для наложения (overprint), а также для создания припусков под обрез (bleeds).
- Проблемы с качеством изображений: Несмотря на возможность увеличения разрешения, сложные графические проекты могут терять детализацию при экспорте в PNG или PDF.
- Ограниченные возможности импорта: векторные объекты (логотипы, клипарты) придется либо переводить в SVG, либо копипастить из Illustrator’а, даже PDF импортировать не получится.
Советы по подготовке макетов для печати в Figma
1a/Настройка размеров и DPI
Используйте плагин Print for Figma, чтобы задать размеры в миллиметрах и выставить разрешение 300 dpi. Это поможет избежать искажений при печати и соответствовать стандартам типографии.
1b/Настройка размеров без плагина
Для качественной печати в полиграфии используется значение разрешения в 300 DPI, или 118 пикселей(точек) на сантиметр. Исходя из этого заключаем, что 1 сантиметр, это 118 пикс, а 1 миллиметр — 11,8 пикс.
ширина 9 x 118 =1062 пикс., длина 5 x 118 = 590 пикс.
если визитка с фоном или элементами в край, то добавляем припуски под обрез:
ширина 9,6 x 118 = 1133 пикс., длина 5,6 x 118 = 661 пикс.
2/Добавление полей
Нам понадобятся две группы направляющих:
- для указания размеров готового изделия — с отступами 3 мм (35 пикс.) от края макета внутрь, если имеются элементы печатаемые в обрез.
- для указания безопасного поля размер фрейма равным размеру готового изделия плюс обрезное поле (как правило это те же 3+3 мм по периметру = 70 пикс.).
3/Конвертация в CMYK
После создания макета экспортируйте его в PDF (совмещает в себе растровые и векторные данные) или PNG (растровый формат) и откройте в Adobe Illustrator или Photoshop для ручной конвертации в CMYK. Это гарантирует точную цветопередачу. Заодно попрощайтесь с яркими-сочными цветами.
4/Экспорт в высоком качестве
Всегда экспортируйте макеты в PDF с максимальным разрешением. Да, Figma не даст выбрать точное значение, поэтому выбирайте «высокое»(High). Векторные объекты помогут избежать размытости при масштабировании, что особенно важно для крупных форматов.
5/Использование векторных шрифтов и изображений
Применяйте векторные элементы и убедитесь, что все шрифты встроены в PDF. Это предотвратит замену шрифтов в типографии. И все таки потом переведите шрифты в кривые, например этим способом.
6/Тестовая печать
Проведите, если возможно, тестовую печать, чтобы проверить корректность цветов и расположения элементов. Это поможет вовремя выявить ошибки и избежать проблем при тираже
Прощай, Figma!
Figma может использоваться для создания концептов и макетов на ранних этапах, но для полноценной допечатной подготовки её возможностей недостаточно. Лучший подход — использовать Figma для разработки и согласования макетов, а затем экспортировать их в Adobe Illustrator или InDesign для финальной подготовки.
Notes:
- Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» (в оригинале — “For sale: baby shoes, never worn”). ↩
- Несмотря на условную бесплатность Figma, возможность работать коллективно — платная функция. ↩