Всем привет, меня зовут Александр Филатов. Я дизайнер и я расскажу о фотосете для кафе Lanzhou, о небезопасности безопасных решений и любовном треугольнике «клиент – клиент клиента – дизайнер»

Александр Филатов

Работа над фотосетом для кафе Lanzhou для меня история личная. Первая работа с использованием принципов, в рамках которых я планирую продолжать работать, если мои убеждения не изменятся.

Эта история не о тех принципах работы дизайнера, о которых мы привыкли слышать: «Работай по сетке!» или «Никогда не работай по сетке!». Эти принципы лежат в области этики. Дизайн подвержен тем же порокам, что и человек. Они лишь проявляются по-разному: самострой обклеенный баннерами, способными вызвать травматическую катаракту или чувак, сплевывающий на тротуар зеленые сопельки – суть одна – нелюбовь к окружающим, нелюбовь к себе. И если любовь способна сделать лучше наше общество, то любовь способна сделать лучше и наши работы.

Ланьчжоу © Александр Филатов
Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов

Люби клиента

«Клиент выбирает худшие решения! Я все делал хорошо, а он требует отстой, сейчас я ему такое сделаю, он сам этого хочет!». Знакомая песня? Когда-то моя любимая. Но клиент – непрофессионал в нашей области, обосновывайте то решение, в которое вы верите. Спорьте, ругайтесь, отстаивайте – это не склочность, это любовь, желание дать человеку то, что ему нужно, а не то чего ему, в силу непонимания вопроса, хочется.

Будет ли рад клиент, когда впервые увидит наброски визуального решения, больше похожего на язык модного глянца, чем на то, что мы привыкли видеть в соцсетях алматинских общепитов? Благо этот вопрос закрыл продюсер проекта Фархат Ильянов @f.ilyanov – человек большой любви к клиенту.

Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов
Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов

Люби клиента клиента

Апрувить твою работу будет клиент, оплачивать твою работу будет тоже он, но пользоваться твоей работой будет клиент клиента. Всегда помни о нем. Особенно тяжело работать с этой историей дизам на стороне заказчика. Когда ты долгое время сотрудничаешь с одним человеком, то начинаешь понимать, что он хочет и бездумно штампуешь, то что хочет видеть заказчик.  А это часто не то, что будет хорошо для конечного потребителя. Я это видел, я это делал – получается плохо.

В этой работе я старался дать потребителю порцию новой эстетики, расширить его границы понимания прекрасного. Это большая ответственность для дизайнера – формировать представление о визуальной эстетике, нужно всегда об этом помнить. Мог я сказать: «ой, ну это я весь такой креативный понимаю и принимаю эстетичность такого решения, а там кто такие эти все? Они и Малевича не любят!». Мог и дать людям порцию безликого, никому не нужного контента. Но это – нелюбовь, а клиента клиента нужно любить.

Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов
Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов

Люби себя

Приступая к работе я задаю себе вопрос: «будет ли мне не стыдно выложить проект в соцсети?». Eсли понимаю, что когда друзья узнают, что это сделал я – мне будет стыдно, то что-то здесь не так. Что-то не так на уровне любви к себе. Да нам всем нужно закрывать счета, жить, зарабатывать, перешагнуть через себя. Не нужно только превращать это в систему «ну, а что я, все так». Если основная работа не позволяет делать проекты формирующие портфолио, занимайтесь творческими вещами в свободное время, ищите, формируйте проекты в которых вы сможете отказаться от безликих безопасных решений.

All you need is love

Дизайн – для меня это коммуникация. Это история, это разговор. Давайте говорить не просто красивым языком, но уважая собеседника.

Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов
Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов

Цель фотосессии

Цель фотосессии для кафе Lanzhou проста – выделится в ленте Instagram на фоне конкурентного окружения. Казахстанский SMM становится хорош и я не могу сказать, что моя работа, по исполнению, лучше работы дизайнеров других кафе. Но их работы имеют один недостаток – они все одинаковые.

Используются разные цветовые схемы, шрифты, бэкграунды. Но проблема не решается, потому что она лежит глубже – на уровне инструментов. Это стоки, это фотошоп, это предметная съемка в лайтбоксе и интерьере заведения. Проблема не в неправильном использовании этих инструментов, проблема в их… одинаковости!

Но решать эту однообразность принято не на том уровне где она начинается, ее решают гипертрофированными выразительными средствами: сделаем вооот такой логотип! Цвета чистые, кричащие! Чтоб в глаза бросалось!

Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов
Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов

Выглядеть по-другому – использовать отличные от других выразительные средства. Но внутри одинаковых инструментов мы, несмотря на их могучесть и многогранность, зажаты внутри одних и тех же творческих приемов. Этому утверждению можно противопоставить живописцев, которые работают маслом, но такие разные.

Не нужно быть лучшИМ, достаточно быть другим

Руководствуясь экономическими аспектами, все-таки мы решаем запросы бизнеса внутри заданных бюджетов, выделится на фоне живописцев будет выгодней хорошей скульптурой, чем работой трижды самого крутого и дважды самого дорогого живописца в мире. Не нужно быть лучше, достаточно быть другим.

Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов
Кафе «Ланьчжоу», © Александр Филатов

Как же быть другим, находясь внутри графического дизайна? Просто. Сменить инструменты. Мы делали коллажи не на «холсте» фотошопа, а внутри кадра, перемещая «живые» предметы, оставаясь в рамках графического дизайна, строя композицию так же, как это делалось бы привычными инструментами. Могли бы мы использовать другие инструменты?

Безусловно, их масса от натюрмортов акварелью до дополненной реальности. Но из практики казахстанского дизайна вырван ключевой элемент – дизайн-процесс. Рисуй ритм, барабаня, под любимую песню, карандашами по листу.  Делай постер для минералки, фотографируя все элементы в ванне сквозь воду. В наших руках возможность вернуть себе радость творчества и вырваться из рабства Photoshop’а в мир полный удивительных, креативных, эстетичных решений.

Рисуй ритм, барабаня, под любимую песню, карандашами по листу

Александр Филатов