Дополненная реальность, медленно, но верно завоевывает маркетинговые позиции на дигитал-рынке Казахстана. Алматинская компания Hive Studio верит в то, что наш бизнес вполне готов к погружению в AR
Мы попросили специалистов из Hive Studio рассказать о своем кейсе: дополненная реальность в мобильном приложении Focus On.
В двух словах, для тех кто впервые слышит о Focus On, о чем ваш проект?
– Мобильное приложение Focus On – это кросс-маркетинговая платформа на основе технологий Дополненной реальности 1 и системы iBeacon. Платформа позволяет экономить партнерам на разработке и раскрутке собственного мобильного приложения и вкладываться только в контент, отображаемый в дополненной реальности. Контент может быть любым из предложенных вариантов: текст статичный, анимированный текст, картинки/фото, фотогалерея/слайдер, аудио запись (как речевая, так и музыкальная дорожка), интерактивные кнопки (кнопка обратного звонка, кнопка покупки или оставления заявки, кнопки с переходами на сайт или соц. сети и пр.), 2D-анимация, 3D статичное, 3D-анимация. Сложность разработки контента и его стоимость определяется именно таким порядком, но опять же, все зависит от времени анимации, сложности 3D-объектов, и множества других факторов.
Дополненная реальность постепенно выбивается в тренды (несмотря на то, что технология не нова), как вы думаете почему?
– Дело в том, что в самой технологии заложен большой потенциал для маркетинга, продаж, выставок и презентаций продукта, промоакций и ивентов, а также для ежедневного использования в быту и справочной информации по городу. Например, скрытый контент по маршруту автобуса и его расписанию при сканировании наклейки на остановке. При этом сама остановка будет прозрачной и красивой, без захламления ее различными объявлениями и информацией. Или при сканировании фасада аптеки человек сможет увидеть какие лекарства он сможет найти в ней и т. д. Такие компании, как Apple, Samsung это понимают и поэтому встраивают модули AR в новые модели, но популяризовать на массовом уровне технологию можно только при вовлечении большого количества контента и партнеров в приложение. В конечном итоге технология ничего не значит без контента – это показали социальные сети и многое другое.
Я на пальцах могу перечислить известные мне AR-приложения сделанные в Казахстане (например встроенный поиск банкоматов в приложении HomeBank или развлекательное приложение Сбербанка), что мешает активному распространению этой технологии в Казахстане?
– У нас пока мало кто действительно видит в этом потенциал. Большинство рассматривает эту технологию, как развлечение клиентов, которое, в принципе, неприоритетно для бизнеса. Также нет понимания, что недостаточно просто разработать контент, нужно его также активно рекламировать. Вы ведь не поставите промоутера в ТРЦ одного, без материала и рекламы? Это не даст массового результата. Вы по максимуму дадите знать потенциальному клиенту о том, что в определенных ТРЦ от вас проходит промоакции и условия промоакции. Точно также вы не должны запускать мобильное приложение тихо, не сообщив об этом никому. Чтобы приложение скачали, помимо его полезности, его нужно рекламировать и рассказывать о нем во всех своих источниках информации. Также и с Дополненной реальностью. Мало кто это понимает, увы. Чаще всего ее запускают один раз – «попробовать», но весь потенциал технологии не используется и не закладывается изначально в ТЗ.
Вспомните своего первого клиента, что это был за проект?
– Первыми нашими партнерами для приложения Focus On были журналы. Мы сразу поняли, что очень важно обучать пользователя и создавать у него привычку искать контент в допреальности. Такие периодические издания, как журналы подходили как нельзя лучше. Поэтому первое, что мы сделали – прошлись по всем крупным издательствам. Больше половины журналов оказались готовы к сотрудничеству. Остававшиеся либо были слишком инертны сами по себе, либо у них совсем не хватало времени на понимание типа контента для AR.
Вы относительно давно на рынке, стало ли легче объяснять потенциальным клиентам преимущества AR?
– Сама компания давно, а вот приложение существует с апреля 2017 г. Ранее мы разрабатывали контент вместе с приложением под каждого конкретного заказчика, что не каждый мог потянуть. Так мы и пришли к идее разработки единой платформы для всех заказчиков, ведь собственное приложение, кроме раскрутки, нужно еще и периодически наполнять контентом, поддерживать и обновлять. А это не каждому удается. Есть сферы бизнеса, в которых новости случаются раз в год или раз в полгода, а потребность в маркетинге и привлечении клиентов большая. Для таких наша платформа – идеальный вариант.
Нам иногда даже говорят о том, что это «устаревшая» технология, но это то же самое, что назвать Интернет или книги устаревшими – всё зависит от наполнения и функций.
Мне очень нравится фишка со сканированием купюр (с инфо о курсе валют) и проект в журнале BLVD с «оживающим» музыкальными видео, а какие проекты вы бы назвали в числе любимых?
– Спасибо, с BLVD было весело. А так, почти все проекты связанные с журналом OYLA. Творческие люди порождают необыкновенный журнал, и также позволяют нам проявлять себя.
На самом деле много хороших проектов. Когда в компании находится человек, который загорается этой идеей – становиться намного легче. Отлично, когда позволяют нам воплощать интресные идеи – так было с Майкрософт, Американским консульством, AVON и многими другим. Но и немало отличных идей «пылятся» в нашем воображаемом шкафу.
Расскажите о самом технически сложном проекте
– Ну технически сложный проект, он на то и сложный, что о нем быстро не расскажешь. В общем наша область сама по себе полна сложностей – тысяча моментов, где всё может пойти не так, как вы планировали. Даже самые стандартные проекты требуют сил больше, чем планировалось, из-за мелких и на первый взгляд незначительных изменений.
Мне показалось, что загрузка сложных 3D-моделей занимает значительное время, решается ли это технически или это ограничение иного рода?
– Всё зависит от скорости доступа в Интернет. Мы конечно очень сильно оптимизируем модели, но так или иначе они не могут быть качественными и маленькими одновременно. Длинное видео в соцсетях загружается тоже не всегда, но в случае с видео вы хотя бы можете смотреть первую минуту, пока грузиться вторая, но не можете загрузить и смотреть полдинозавра, пока грузиться вторая его часть. С увлечением скорости Интернета эта проблема отпадет.
Много ли сотрудников у вас в штате? Эффективно ли привлекать исполнителей на аутсорс?
– Около 30–40 человек, но далеко не все из них занимаются Дополненной реальностью – у нас широкий спектр услуг. Эффективность аутсорса – это отдельная тема для большой статьи, книги написаны по этому поводу. В нашем случае это возможно, но на практике в 95% случаев – это штатные сотрудники.
Если возможно, расскажите о перспективных проектах, над которыми вы работаете в настоящее время, и которые мы можем увидеть в ближайшем будущем.
– «Если возможно» – это вы верно подметили. О какой-то части мы не можем рассказать из-за договора о неразглашении. О другом – умолчим, потому что, это наши коммерческие планы.
В общем в нашей сфере необходимо постоянно отслеживать события, ведь как только появиться инструмент – надо предложить его людям и бизнесу. К примеру, сейчас мы ждем выполнения обещания Цукерберга о выпуске недорогих и качественных VR-очков. Их выпуск сделает более доступным наши идеи, также, как однажды это уже сделала доступность смартфонов и мобильного интернета.
Благодарим Константина Куприева и Акмарал Агдаулетову за интервью!