Пределы реальности

Дополненная реальность
На чтение: 5 мин.

Дополненная реальность, медленно, но верно завоевывает маркетинговые позиции на дигитал-рынке Казахстана. Алматинская компания Hive Studio верит в то, что наш бизнес вполне готов к погружению в AR

Мы попросили специалистов из Hive Studio рассказать о своем кейсе: дополненная реальность в мобильном приложении Focus On.

В двух словах, для тех кто впервые слышит о Focus On, о чем ваш проект?

– Мо­биль­ное при­ло­же­ние Focus On – это кросс-мар­ке­тин­го­вая плат­фор­ма на ос­но­ве тех­но­ло­гий До­пол­нен­ной ре­аль­но­сти 1 и си­сте­мы iBeacon. Плат­фор­ма поз­во­ля­ет эко­но­мить парт­не­рам на раз­ра­бот­ке и рас­крут­ке соб­ствен­но­го мо­биль­но­го при­ло­же­ния и вкла­ды­вать­ся толь­ко в кон­тент, отоб­ра­жа­е­мый в до­пол­нен­ной ре­аль­но­сти. Кон­тент мо­жет быть лю­бым из пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тов: текст ста­тич­ный, ани­ми­ро­ван­ный текст, кар­тин­ки/фо­то, фо­то­га­ле­рея/слай­дер, аудио за­пись (как ре­че­вая, так и му­зы­каль­ная до­рож­ка), ин­тер­ак­тив­ные кноп­ки (кноп­ка об­рат­но­го звон­ка, кноп­ка по­куп­ки или остав­ле­ния за­яв­ки, кноп­ки с пе­ре­хо­да­ми на сайт или соц. се­ти и пр.), 2D-ани­ма­ция, 3D ста­тич­ное, 3D-ани­ма­ция. Слож­ность раз­ра­бот­ки кон­тен­та и его сто­и­мость опре­де­ля­ет­ся имен­но та­ким по­ряд­ком, но опять же, все за­ви­сит от вре­ме­ни ани­ма­ции, слож­но­сти 3D-объ­ек­тов, и мно­же­ства дру­гих фак­то­ров.

Дополненная реальность постепенно выбивается в тренды (несмотря на то, что технология не нова), как вы думаете почему?

– Де­ло в том, что в са­мой тех­но­ло­гии за­ло­жен боль­шой по­тен­ци­ал для мар­ке­тин­га, про­даж, вы­ста­вок и пре­зен­та­ций про­дук­та, про­мо­ак­ций и ивен­тов, а так­же для еже­днев­но­го ис­поль­зо­ва­ния в бы­ту и спра­воч­ной ин­фор­ма­ции по го­ро­ду. На­при­мер, скры­тый кон­тент по марш­ру­ту ав­то­бу­са и его рас­пи­са­нию при ска­ни­ро­ва­нии на­клей­ки на оста­нов­ке. При этом са­ма оста­нов­ка бу­дет про­зрач­ной и кра­си­вой, без за­хлам­ле­ния ее раз­лич­ны­ми объ­яв­ле­ни­я­ми и ин­фор­ма­ци­ей. Или при ска­ни­ро­ва­нии фа­са­да ап­те­ки че­ло­век смо­жет уви­деть ка­кие ле­кар­ства он смо­жет най­ти в ней и т. д. Та­кие ком­па­нии, как Apple, Samsung это по­ни­ма­ют и по­это­му встра­и­ва­ют мо­ду­ли AR в но­вые мо­де­ли, но по­пу­ля­ри­зо­вать на мас­со­вом уров­не тех­но­ло­гию мож­но толь­ко при во­вле­че­нии боль­шо­го ко­ли­че­ства кон­тен­та и парт­не­ров в при­ло­же­ние. В ко­неч­ном ито­ге тех­но­ло­гия ни­че­го не зна­чит без кон­тен­та – это по­ка­за­ли со­ци­аль­ные се­ти и мно­гое дру­гое.

Я на пальцах могу перечислить известные мне AR-приложения сделанные в Казахстане (например встроенный поиск банкоматов в приложении HomeBank или развлекательное приложение Сбербанка), что мешает активному распространению этой технологии в Казахстане?

– У нас по­ка ма­ло кто дей­стви­тель­но ви­дит в этом по­тен­ци­ал. Боль­шин­ство рас­смат­ри­ва­ет эту тех­но­ло­гию, как раз­вле­че­ние кли­ен­тов, ко­то­рое, в прин­ци­пе, не­при­о­ри­тет­но для биз­не­са. Так­же нет по­ни­ма­ния, что не­до­ста­точ­но про­сто раз­ра­бо­тать кон­тент, нуж­но его так­же ак­тив­но ре­кла­ми­ро­вать. Вы ведь не по­ста­ви­те про­мо­у­те­ра в ТРЦ од­но­го, без ма­те­ри­а­ла и  ре­кла­мы? Это не даст мас­со­во­го ре­зуль­та­та. Вы по мак­си­му­му да­ди­те знать по­тен­ци­аль­но­му кли­ен­ту о том, что в опре­де­лен­ных ТРЦ от вас про­хо­дит про­мо­ак­ции и усло­вия про­мо­ак­ции. Точ­но так­же вы не долж­ны за­пус­кать мо­биль­ное при­ло­же­ние ти­хо, не со­об­щив об этом ни­ко­му. Что­бы при­ло­же­ние ска­ча­ли, по­ми­мо его по­лез­но­сти, его нуж­но ре­кла­ми­ро­вать и рас­ска­зы­вать о нем во всех сво­их ис­точ­ни­ках ин­фор­ма­ции. Так­же и с До­пол­нен­ной ре­аль­но­стью. Ма­ло кто это по­ни­ма­ет, увы. Ча­ще все­го ее за­пус­ка­ют один раз – «по­про­бо­вать», но весь по­тен­ци­ал тех­но­ло­гии не ис­поль­зу­ет­ся и не за­кла­ды­ва­ет­ся из­на­чаль­но в ТЗ.

Вспомните своего первого клиента, что это был за проект?

– Пер­вы­ми на­ши­ми парт­не­ра­ми для при­ло­же­ния Focus On бы­ли жур­на­лы. Мы сра­зу по­ня­ли, что очень важ­но обу­чать поль­зо­ва­те­ля и со­зда­вать у не­го при­выч­ку ис­кать кон­тент в допре­аль­но­сти. Та­кие пе­ри­о­ди­че­ские из­да­ния, как жур­на­лы под­хо­ди­ли как нель­зя луч­ше. По­это­му пер­вое, что мы сде­ла­ли – про­шлись по всем круп­ным из­да­тель­ствам. Боль­ше по­ло­ви­ны жур­на­лов ока­за­лись го­то­вы к со­труд­ни­че­ству. Оста­вав­шие­ся ли­бо бы­ли слиш­ком инерт­ны са­ми по се­бе, ли­бо у них со­всем не хва­та­ло вре­ме­ни на по­ни­ма­ние ти­па кон­тен­та для AR.

Вы относительно давно на рынке, стало ли легче объяснять потенциальным клиентам преимущества AR?

– Са­ма ком­па­ния дав­но, а вот при­ло­же­ние су­ще­ству­ет с ап­ре­ля 2017 г. Ра­нее мы раз­ра­ба­ты­ва­ли кон­тент вме­сте с при­ло­же­ни­ем под каж­до­го кон­крет­но­го за­каз­чи­ка, что не каж­дый мог по­тя­нуть. Так мы и при­шли к идее раз­ра­бот­ки еди­ной плат­фор­мы для всех за­каз­чи­ков, ведь соб­ствен­ное при­ло­же­ние, кро­ме рас­крут­ки, нуж­но еще и пе­ри­о­ди­че­ски на­пол­нять кон­тен­том, под­дер­жи­вать и об­нов­лять. А это не каж­до­му уда­ет­ся. Есть сфе­ры биз­не­са, в ко­то­рых но­во­сти слу­ча­ют­ся раз в год или раз в пол­го­да, а по­треб­ность в мар­ке­тин­ге и при­вле­че­нии кли­ен­тов боль­шая. Для та­ких на­ша плат­фор­ма – иде­аль­ный ва­ри­ант.

Нам ино­гда да­же го­во­рят о том, что это «уста­рев­шая» тех­но­ло­гия, но это то­ же са­мое, что на­звать Ин­тер­нет или кни­ги уста­рев­ши­ми – всё за­ви­сит от на­пол­не­ния и функций.

Мне очень нра­вит­ся фиш­ка со ска­ни­ро­ва­ни­ем ку­пюр (с ин­фо о кур­се ва­лют) и про­ект в жур­на­ле BLVD с «ожи­ва­ю­щи­м» му­зы­каль­ны­ми ви­део, а ка­кие про­ек­ты вы бы на­зва­ли в чис­ле лю­би­мых?

– Спа­си­бо, с BLVD бы­ло ве­се­ло. А так, по­чти все про­ек­ты свя­зан­ные с жур­на­лом OYLA. Твор­че­ские лю­ди по­рож­да­ют не­обык­но­вен­ный жур­нал, и так­же поз­во­ля­ют нам про­яв­лять се­бя.

На са­мом де­ле мно­го хо­ро­ших про­ек­тов. Ко­гда в ком­па­нии на­хо­дит­ся че­ло­век, ко­то­рый за­го­ра­ет­ся этой идеей – ста­но­вить­ся на­мно­го лег­че. От­лич­но, ко­гда поз­во­ля­ют нам во­пло­щать ин­трес­ные идеи – так бы­ло с Май­к­ро­софт, Аме­ри­кан­ским кон­суль­ством, AVON и мно­ги­ми дру­гим. Но и не­ма­ло от­лич­ных идей «пы­лят­ся» в на­шем во­об­ра­жа­е­мом шка­фу.

Расскажите о самом технически сложном проекте

– Ну тех­ни­че­ски слож­ный про­ект, он на то и слож­ный, что о нем быст­ро не рас­ска­жешь. В об­щем на­ша об­ласть са­ма по се­бе пол­на слож­но­стей – ты­ся­ча мо­мен­тов, где всё мо­жет пой­ти не так, как вы пла­ни­ро­ва­ли. Да­же са­мые стан­дарт­ные про­ек­ты тре­бу­ют сил боль­ше, чем пла­ни­ро­ва­лось, из-за мел­ких и на пер­вый взгляд не­зна­чи­тель­ных из­ме­не­ний.

Мне показалось, что загрузка сложных 3D-моделей занимает значительное время, решается ли это технически или это ограничение иного рода?

– Всё за­ви­сит от ско­ро­сти до­сту­па в Ин­тер­нет. Мы ко­неч­но очень силь­но оп­ти­ми­зи­ру­ем мо­де­ли, но так или ина­че они не мо­гут быть ка­че­ствен­ны­ми и ма­лень­ки­ми од­но­вре­мен­но. Длин­ное ви­део в соц­се­тях за­гру­жа­ет­ся то­же не все­гда, но в слу­чае с ви­део вы хо­тя бы мо­же­те смот­реть первую ми­ну­ту, по­ка гру­зить­ся вто­рая, но не мо­же­те за­гру­зить и смот­реть полди­но­зав­ра, по­ка гру­зить­ся вто­рая его часть. С увле­че­ни­ем ско­ро­сти Ин­тер­не­та эта про­бле­ма от­па­дет.

Мно­го ли со­труд­ни­ков у вас в шта­те? Эф­фек­тив­но ли при­вле­кать ис­пол­ни­те­лей на аут­сорс?

– Око­ло 30–40 че­ло­век, но да­ле­ко не все из них за­ни­ма­ют­ся До­пол­нен­ной ре­аль­но­стью – у нас ши­ро­кий спектр услуг. Эф­фек­тив­ность аутсорса – это от­дель­ная те­ма для боль­шой ста­тьи, кни­ги на­пи­са­ны по это­му по­во­ду. В на­шем слу­чае это воз­мож­но, но на прак­ти­ке в 95% случаев – это штат­ные со­труд­ни­ки.

Ес­ли воз­мож­но, рас­ска­жи­те о пер­спек­тив­ных про­ек­тах, над ко­то­ры­ми вы ра­бо­та­е­те в на­сто­я­щее вре­мя, и ко­то­рые мы мо­жем уви­деть в бли­жай­шем бу­ду­щем.

– «Ес­ли воз­мож­но» – это вы вер­но под­ме­ти­ли. О какой-то ча­сти мы не мо­жем рас­ска­зать из-за до­го­во­ра о не­раз­гла­ше­нии. О дру­гом – умол­чим, по­то­му что, это на­ши ком­мер­че­ские пла­ны.

В об­щем в на­шей сфе­ре не­об­хо­ди­мо по­сто­ян­но от­сле­жи­вать со­бы­тия, ведь как толь­ко по­явить­ся ин­стру­мент – на­до пред­ло­жить его лю­дям и биз­несу. К при­ме­ру, сей­час мы ждем вы­пол­не­ния обе­ща­ния Цу­кер­бер­га о вы­пус­ке не­до­ро­гих и ка­че­ствен­ных VR-оч­ков. Их вы­пуск сде­ла­ет бо­лее до­ступ­ным на­ши идеи, так­же, как од­на­жды это уже сде­ла­ла до­ступ­ность смарт­фо­нов и мо­биль­но­го ин­тер­не­та.

Благодарим Константина Куприева и Акмарал Агдаулетову за интервью!

Лэндинг проекта

Focus on на Facebook

Hive Studio

Loading

Notes:

  1. (англ. augmented reality, AR[1] — «дополненная реальность») — результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.
Предыдущая статьяЦель публичного искусства – творческий разрыв шаблонов
Следующая статьяКонкурс «Теплый город»