16 и 17 марта, 2018 г. мы приглашали вас на профессиональный воркшоп художника и продюссера из Великобритании Алекса Ринслера, тем кто не смог присутствовать на мастер-классе мы предлагаем небольшой фотоотчет и фрагменты интервью Алекса.
16 марта Алекс Ринслер провел открытый мастер-класс с целью возобновить творческую дискуссию о городе, активизировать креативный кластер Алматы, привлечь творческих инициативных людей к переосмыслению городской среды и влиянию жителей на нее.
Были рассмотрены зарубежные кейсы декоративно-концептуального оформления города. В рамках открытой дискуссии были затронуты следующие вопросы:
- что делает город удобным для жизни,
- как социальные задачи решаются через искусство,
- каковы принципы успешного и эффективного сотрудничества художников, архитекторов, местных сообществ,
- что заставляет горожан чувствовать себя как дома в городе,
- как граждане могут вернуть себе права на город?
17 марта в продолжение мастер-класса Алекс провел профессиональный воркшоп по созданию идей декоративно-концептуального оформления Алматы на период весна-лето 2018. За час лекции и два часа практической работы художники, урбанисты, представители городских сообществ и архитекторы создали в группах 10 проектов по оформлению города
Алекс Ринслер – британский продюссер фестивалей и художник с уникальным опытом и перспективой взаимоотношений между общественным искусством (паблик артом), фестивалями и социальными изменениями.
Выходец из Манчестера, он известен своими гигантскими соломенными животными и своими проектами с огнем. В своем проекте «It’s My City!» В Блумфонтейне, Южная Африка, в 2015 году он работал с группами местных художников, чтобы создавать гигантские скульптуры, которые символизировали их отношения с их городом. Работы были установлены на общественных площадках в течение недели, в то время как жители и гости города были приглашены поучаствовать в проекте и оставить сообщения любви и надежды на скульптурах.
Спустя семь дней скульптуры ожили как гигантские куклы, и пройдя через город до центра, где эти сообщения дали искру красивому огню, чтобы отпраздновать многообразие общин города и все их различия.
Организаторы мастер-класса, агентство FUNK, взяли у Алекса интервью, фрагменты которого мы публикуем.
Странно думать о фестивалях как о художественной практике, как живопись или театр. Когда люди спрашивают вас: «Что вы делаете как художник?», Что вы говорите?
Алекс принимал участие в городских фестивалях по всему миру и как организатор, и как креативный директор, как участник, даже как монтажник, поэтому его опыт конструкторских решений и знание способов переноса «хрупких идей» в плотную форму, способную «выживать» в городе – несомненно, было очень полезно алматинским художникам и архитекторам.
– Для меня фестивали предлагают уникальные творческие возможности. Они позволяют городам инвестировать в их внутреннюю творческую экологию, праздновать и сохранять традиционные ремесла, а также ритуалы и причуды, которые делают место уникальным, и предоставлять значимые возможности для молодежи заниматься своими районами с чувством цели.
Более того, они дают людям возможность моделировать изменения, которые они хотят видеть сами, полагать, что возможен лучший мир, и чувствовать, что у них есть разрешение выражать свои надежды, мечты и творчество в безопасным, вдохновляющим и красочным способом. Есть что-то артистичное и игривое в том, чтобы объединить сообщества с различными программами.
В Великобритании вдохновляясь немецким художником и одним из главных теоретиков постмодернизма Джозефом Бойсом в начале 1970-х годов мы называем этот феномен «социальной скульптурой». Я хотел бы думать, что моя практика продолжает эту традицию.
Когда я выезжаю на новое место, я не притворяюсь, что знаю или понимаю, почему люди делают то, что они делают.
Какова цель и смысл общественного искусства? Какие проблемы оно решает?
– Я не претендую на то, чтобы считаться экспертом в области урбанизма, градостроительства или гражданской администрации. Я всем сердцем уважаю тех, кто посвящает свою жизнь этим делам, чтобы служить другим. Как художник, я могу только утверждать, что владею своей практикой, которая заключается в том, чтобы создавать образы, с которыми люди могут себя связывать. Проекты, которые я делаю краткосрочны и во многих отношениях являются экспериментами. Тогда как реальные социальные перемены происходят из медленной и преданной работы профессионалов. Для меня целью публичного искусства является творческий разрыв шаблонов, для того, чтобы за короткое время взглянуть на город под разными углами. Эти эксперименты катализируют изменения, они усиливают целое, они помогают нам осмыслить окружающий нас мир. Короче говоря, они помогают сблизить граждан.
Я стараюсь относиться к каждому участнику так, как будто это мой босс.
В Алматы в парке Depo Evolution Park мне повезло провести мастер класс в котором поучаствовало более 150 человек и семинар для людей, заинтересованных в том, чтобы внести изменения в облик Алматы, чтобы рассказать о теплоте города. Всего за два часа 30 человек создали инновационные, свежие, инклюзивные и захватывающие предложения о том, что они хотели бы видеть в местах вокруг города. Страсть, которую люди испытывают к тому, где они живут, является заразной и вдохновляющей.
Агентство FUNK, специализирующееся на проведении городских фестивалей и промоушене паблик-арт проектов выступило с инициативой открытого конкурса по декоративно-концептуальному оформлению города Алматы на период весна-лето 2018. Прием заявок продлится с 17 по 31 марта, 5 работ будут награждены по 100 000 тг. от агентства FUNK. Предполагается, что работы победителей конкурса будут реализованы, и участники получат авторское вознаграждение! В составе жюри конкурса Эдуард Казарян, Майра Измайлова, Эльдар Хасанов. Возглавит команду жюри Алекс Ринслер.
Проект «ВЕСНА-ЛЕТО-2018» продолжает внутригородскую коммуникацию «Бизнес-Власть-Сообщества», запущенную в сентябре 2017 года в рамках форума Art Energy Almaty «Work in progress», организаторы надеются, что проект будет интересен и социальному бизнесу, и городским властям.
Также вы можете посмотреть запись прямого эфира мастер-класса