Враждебная архитектура — это стратегия городского дизайна, предназначенная для предотвращения поведения, которое считается нежелательным, неподобающим или опасным. Однако побочным эффектом этого подхода является то, что он ослабляет жизнеспособность городской среды.
Когда-то архитектура воплощала социальные идеалы
Когда-то существовали социальные идеалы архитектуры: дисциплина, цель которой — определить физический контекст нашей жизни, способствующий общению. Дизайн способен обеспечивать достойные условия жизни для всех и стремиться к доступной и общей красоте. Среди выдающихся примеров того, как внимание архитекторов (и заказчиков) может быть направлено на все общество, а не только на богатых, можно выделить уличные скамейки: каменные и кирпичные элементы уличной мебели, которые служили местами для общественного отдыха, размещенными у главных и второстепенных фасадов исторических зданий. Такие скамейки можно найти у дворцов эпохи Возрождения во Флоренции, например, у Палаццо Медичи-Риккарди и Палаццо Строцци.
Что такое враждебная архитектура?
Но давайте перенесемся в 2000-е и увидим распространение архитектуры, чьи цели кажутся противоположными описанным выше. Их задача — сделать определенные общественные места недоступными, неприветливыми и враждебными. Это направление архитектуры получило названия «враждебная архитектура», «оборонительная архитектура» или даже «неприятный дизайн». Речь идет о целом ряде архитектурных устройств — объектов, элементов мебели, аксессуаров и деталей, разработанных для того, чтобы отвадить людей от определенных видов поведения, особенно представителей менее обеспеченных слоев общества, таких как бездомные. Шипы и штыри, барьеры и перегородки, а также раздражающие звуки и освещение: враждебная архитектура внедряется в существующие городские пространства и изменяет их характер.
Самые популярные примеры неприятного дизайна
Наиболее распространенный вид элементов враждебной архитектуры — скамейки. Мы видим их с металлическими разделителями посередине, с наклонными или закругленными сиденьями (а не плоскими), а иногда и вовсе без сидений, предлагающими только неустойчивую опору. Один из самых известных и обсуждаемых проектов враждебной архитектуры — Camden Bench, построенная в 2012 году компанией Factory Furniture и широко используемая для обустройства улиц Лондона.
Ее форма и конструкция воплощают многие ключевые принципы неприятного дизайна: разные углы поверхности позволяют сидеть по-разному, но делают невозможным лежание благодаря наличию ряда неудобных кромок. К тому же, форма краев скамейки разработана так, чтобы предотвратить скольжение на ней с помощью скейтбордов, а специальная краска защищает бетон от граффити.
Эфемерная враждебность
Враждебная архитектура может быть и нематериальной, включающей в себя использование вре́менных тактик, чтобы отвадить людей от собраний и длительного пребывания в определенном месте. В Портленде, штат Орегон, используется музыка. «Несмотря на все сокращения финансирования, которых потерпели оркестры в период недавней рецессии, существует один аспект классической музыки, который местные власти находят ценным. Ее безошибочная способность разгонять подростков, собирающихся в общественных местах», — пишет журналист Дэвид Нг в Los Angeles Times. В Кардиффе некоторые заведения экспериментировали с высокочастотными звуковыми генераторами. Они издают жужжащий звук, похожий на комариный, отсюда и название Mosquito – чтобы отпугивать слоняющихся у входа наркоторговцев.
Также в Великобритании, в некоторых жилых районах установили системы розового освещения. «Они должны создавать расслабляющую атмосферу, но также подчеркивать недостатки кожи», что приводит к «снижению уровня антисоциального поведения подростков», сообщает BBC News. Тони Гелсторп, председатель Ассоциации жителей Лейтон-Берроуза, сказал, что такое освещение важно для жителей: «У нас были проблемы с употреблением спиртного несовершеннолетними, торговлей наркотиками, антиобщественным поведением и повсеместным запугиванием. Сначала я немного сомневался в целесообразности розовых огней, но они сработали. Мы должны думать о наших жителях, и в конце концов нам придется здесь жить». Мысль о том, что не только у подростков могут быть дефекты кожи не остановила активных граждан.
Инициативы за более инклюзивные города
В противовес феномену враждебной архитектуры в последние годы усилились инициативы, направленные на создание более дружелюбных общественных пространств. Одна из таких инициатив — платформа Hostile Design, сайт, созданный «для повышения осведомленности о враждебном дизайне, возможности сообщать о таких практиках и осуждать их, а также для создания живого архива по всему миру. В конечном итоге идея заключается в том, чтобы благодаря повышению осведомленности разрушать предубеждения, влиять на градостроителей и муниципалитеты и создавать общественные пространства, которые будут более инклюзивными и приветливыми для всех.»
Эта платформа, наряду с многочисленными художественными и дизайнерскими акциями, призывает , в первую очередь, смотреть на город другими глазами, осознавать и переживать общественное пространство и, главное, ставить под вопрос способы его формирования.
А что в Казахстане?
По утверждению урбаниста Владислава Филатова: «У нас скорее вся архитектура и благоустройство враждебное. Взять хотя бы наши вездесущие ненужные ступеньки, и отсутствие грамотной безбарьерной среды даже в новостройках. Крутые и резкие пандусы повсюду». Такая «враждебность» ударяет по определенной категории маломобильных горожан. И пока проблема с бомжами власти решают выдворением их на окраины города, шипы и неудобные лавочки еще не стали трендом в Алматы.
p.s. Для заставки мы сгенерировали скульптуру Христа на «враждебной лавочке», призывая к гуманизму ко всем горожанам, не зависимо от их социального статуса.