designerkz_A_collage_of_buildings_of_Almaty_a_protester_on_a_bike
На чтение: 5 мин.

Любой нормальный человек может задаться вопросом: почему урбанисты постоянно против всего? Им что, заняться больше нечем, кроме как протестовать? Но реальность такова: если кто-то не будет бороться за комфортную среду, чиновники и девелоперы закатают весь город в асфальт

Жить в этом бетонном кошмаре без нормальных парков и тротуаров придется нам с вами. Урбанисты — это те, кто видит будущее и хочет спасти города от деградации, но на каждом шагу сталкиваются с сопротивлением. Давайте разберемся, кто и почему мешает сделать города удобными для людей.

Почему все боятся изменений?

Любое предложение что-то изменить встречает реакцию в стиле «А зачем, и так нормально». Привыкли ездить по кривым дорогам и парковать машины на газонах? Ну и пусть. Зачем делать велодорожки, если и так можно ехать по тротуару, пихая прохожих? Людям проще сидеть в своей зоне комфорта и терпеть неудобства, чем поддержать реформы, которые могли бы улучшить их жизнь. Перекрыть одну полосу ради велодорожки? Скандал! Сделать улицу пешеходной? Катастрофа! В итоге любое изменение воспринимается как личная угроза.

Бизнес против горожан

Для многих застройщиков город — это просто способ заработать деньги. Парковки и широкие дороги приносят больше дохода, чем парки и велодорожки. А если урбанисты предложат отдать часть пространства под общественные зоны, начинается война. «Как это, убрать парковку? Куда клиенты будут ставить свои машины?!» — возмущаются владельцы торговых точек. В итоге урбанистические проекты топятся в этой коммерческой каше, а мы остаемся жить в городах, где удобно только машинам, но не людям.

Так было всегда, и это всех устраивает

Чиновники на страже советских норм

В Казахстане проблема усугубляется тем, что многие чиновники все еще живут по принципам советской урбанистики. Там, где можно построить что-то новое и современное, они следуют старым инструкциям из 70-х: «Положите тут дорогу, воткните типовую пятиэтажку, и хватит с вас!» Любая инициатива урбанистов воспринимается как лишняя головная боль — проще отказать, чем разбираться в новых концепциях. «Так было всегда, и это всех устраивает» — под таким девизом города продолжают застраиваться парковками и бесполезными торговыми центрами вместо удобных и продуманных общественных пространств..

Кок-Жайляу: борьба за природу против курорта

kokzhailyau
Протестующие из Казахстана на Таймс сквер в Нью-Йорке © The Village

Самый яркий пример конфликта в Казахстане — проект застройки Кок-Жайляу. Власти хотели превратить это место в туристический курорт. Но урбанисты и экоактивисты заявили: «Погодите, а вы подумали, что застроите одно из последних мест с уникальной природой?» Для девелоперов проект выглядел как золотая жила, а для активистов — как экологическая катастрофа. Люди вышли на протесты, требуя оставить Кок-Жайляу в покое. Чиновники тянули время, надеясь, что все забудется, но в итоге проект заморозили. Это было большое достижение, но не факт, что борьба закончилась навсегда.

Война за умы горожан

Проблема в том, что просто говорить людям «пересаживайтесь на велосипеды и ходите пешком» не работает, если города сами не создают для этого условий. Нельзя ждать, что человек вдруг откажется от машины просто по доброте душевной. Велодорожки надо строить ещё до того, как появятся массовые велосипедисты — иначе откуда им взяться? Удобный общественный транспорт с продуманной маршрутной сетью и адекватной пересадочной системой должен предвосхищать потребности, а не догонять их. Если всё это грамотно внедрить, люди сами начнут выбирать велосипед или автобус вместо машины.

Оппозиция как двигатель прогресса

Конфликты и споры — это неотъемлемая часть работы урбанистов. Сегодня их идеи кажутся сумасшедшими, но завтра они становятся нормой. Помните, когда-то и Wi-Fi казался ненужной прихотью, а теперь без него не обходится ни одно кафе. Так и с урбанистикой: велодорожки, пешеходные зоны и парки скоро станут обычным делом. Просто нужно чуть-чуть потерпеть и верить в лучшее.

Урбанисты: герои нашего времени

В Казахстане, где старые нормы и страх перед переменами мешают развиваться, работа урбанистов особенно важна. Они словно Дон Кихоты, сражающиеся с ветряными мельницами бюрократии и жадности. Но именно благодаря таким людям наши города станут местом, где хочется жить. Им не нужны аплодисменты и награды. Они делают это ради нас с вами — чтобы мы могли гулять в парках, ездить на велосипедах и не дышать выхлопами.

И да, им придется продолжать быть в оппозиции. Но без этого прогресс невозможен!

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

vladislav_filatov
Владислав Филатов, архитектор-урбанист.

«

Я бы хотел напомнить случай, когда  собирались снести историческое здание 1935 года постройки — специализированную школу-интернат для одаренных в спорте детей, старое здание на пересечении улиц Байтурсынова и Толе би, оно находится во дворах. Это сооружение конца эпохи конструктивизма, и, в принципе, имеет историческое значение. Проблема в том, что люди, которые пытаются снести подобные здания, часто манипулируют охранным статусом — если у здания такого статуса нет, его могут снести, чтобы построить что-то новое и «современное», но это обычно не несет никакой архитектурной ценности. Чаще всего речь идет о современных спорткомплексах, которые выглядят как склад, без намека на архиэстетику.

Самое важное здесь — это то, что в ситуацию вмешались архитектурная общественность, урбанисты и активные горожане, которых часто называют «алматушечниками». Эти люди выступают против любого бездумного сноса или стройки. Именно коллективные усилия общественности и урбанистов позволили сохранить это здание. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы и простые горожане интересовались судьбой своего города и активно выступали против сомнительных застроек и сноса исторически значимых зданий. Развитие гражданского общества в этом плане — ключевой момент. Важно, чтобы архитектурное сообщество и простые жители поддерживали связь и сотрудничали. Только совместными усилиями можно оказывать давление на застройщиков и не позволять им действовать вопреки интересам города.

Почему снос спорткомплекса на Байтурсынова – Толе би в итоге не состоялся? Потому что гражданское общество объединилось с урбанистами и активистами, и все высказались против этого решения. Повышенное внимание к этому вопросу и общественное давление не дали застройщикам реализовать свои планы.

только вместе — урбанисты, архитекторы и горожане — мы можем защитить наши города от разрушительных решений

Loading

Предыдущая статьяY2K-эстетика — возвращение в веселый футуризм 2000-х
Следующая статья«Лаборатория Касперского» обнаружила продвинутые атаки SilentCryptoMiner