В Шымкенте нет дизайна, но есть «продающий красный»!

   На чтение 2 минуты

В Казахстане есть талантливые и даже профессиональные дизайнеры, как и во многих профессиях, но их процент настолько низок, что стремится к нулю

Ольга Начинка,
графический дизайнер

Я на пальцах могу сосчитать хороших дизайнеров в моем городе-миллионнике (Шымкент – третий по численности населения в стране), но которые в большей степени уехали или планируют переезжать в другой город. В чем причина? Минимальная оплата труда с максимальным требованием софт и хард скилов.

Если Алматы может похвастаться университетами, в которых есть направление  графический дизайн, то Шымкент сильно отстает в этом. Многие сотрудники типографий, рекламно-производственных агентств являются непрофессионалами, самоучками. Я сама пришла в профессию 15 лет назад без каких-либо знаний и умений в дизайне, благо было художественное образование, диплом вузовского преподавателя и сертификаты европейских школ искусств. За несколько лет работы «на поток» убедилась, что основным требованием в работе была скорость изготовления «желтого фона с красными буквами». За десятки лет ничего в рекламных агентствах не изменилось, в итоге имеем весь город засыпанный визуальным мусором и непродуманной рекламой.

Все 15 лет работы в сфере рекламы и дизайна огромное количество людей, без специального образования, пыталось вносить правки в мой дизайн, руководствуясь собственной компетенцией и/или отсутствием ее. Руководители, менеджеры, техники, маркетологи пытались исправить готовую концепцию игрой со шрифтами, выбеливанием белого и созданием продающего красного. И это вместо создания стратегии или работы над собственным продуктом или услугой.

Особенно сложно молодым девушкам, которых пузатые дяденьки пытаются склонить к интиму.

Про дискриминацию по половому признаку замалчивается на всех уровнях. Особенно сложно молодым девушкам, которых пузатые дяденьки пытаются склонить к интиму или поставить в неловкое положение, оставить без оплаты или более того, заставить «расплачиваться». Помимо собственного опыта есть куча рассказов моих коллег, которые подвергались подобным действиям со стороны клиентов или руководителей. А если пытаешься втиснуться в тендеры и поучаствовать в них, то просят лютые откаты или объясняют, что «без „друзей“ тебе там делать нечего». По итогу стараются перекупить твой проект за копейки и оставить без авторства! Обожаю пункт в трудовом договоре любой компании «дизайнер не имеет право на авторство во время работы над проектом».

предприниматели не готовы платить сотни тысяч за брендбук

К дизайну предприниматели относятся с пренебрежением и не готовы платить сотни тысяч за брендбук или верстку журнала, потому что не знают о роли дизайна в бизнесе. Нет уважения и минимального понимания, чем же все-таки занимается дизайнер, какую ценность благодаря знаниям привносит качественный дизайн в продукт. Из-за этого нам приходится демпинговать, искать заказы в других городах или даже странах, становясь, по сути, дешевой рабочей силой.

Благодаря тому, что и бизнесмены города, и само государство не собираются инвестировать в отрасль дизайна, а инфоцыгане 1 обещают огромные чеки за волшебные таблетки на фрилансе – весь город превращается в нагромождение безвкусных вывесок, с отвратительными журналами, уродливыми товарами на полках магазинов. Дизайнерам, из-за отсутствия возможности и творческого развития, приходится потакать снобам и создавать еще более отвратительную картинку города, утопая в «планировке прекрасного креатива».

Одним словом, в Шымкенте нет дизайна, нет честной игры в тендерах, нет хорошего образования, нет технологий, нет защищённости, зато есть уродливость и «продающий красный»!

Instagram@nachinka_designer
Behance@nachinka_design

Loading

Notes:

  1. Термин «инфоцыгане» обычно употребляют в отношении недобросовестных организаторов курсов в интернете. Цыгане требуют запретить термин «инфоцыгане» и блокировать ресурсы, которые им пользуются/
Предыдущая статьяКак TikTok обеспечивает безопасность сообщества
Следующая статья«Архитектура – это участие»