Если ты делаешь действительно «трушный» продукт, то успех гарантирован, несмотря на подводные камни и трудности перевода из мысли в дело
Анастасия Леонова, автор и руководитель проекта FILO, привезла в Казахстан престижную награду международного конкурса A’Design Award в категории «Дизайн световых продуктов» за светильник M-Lamp. В большом интервью Designer.kz она рассказала, как она творит свои magic story, чем занимается сейчас и что планирует в будущем
Фото: Евгений Мерзляков, Влад Кричков
Как ты пришла в дизайн?
– На дизайнерский путь я встала, когда поступила в КазГАСА на интерьерный дизайн. Однако уже на третьем курсе заскучала. Осознание того, что то, чему нас учат, уже отстало от мирового уровня лет на 20 – это такое разочарование. Но как говорится, всему свое время – к нам пришел тот самый преподаватель, который смог открыть глаза на мир дизайна, продукт-дизайн в том числе. Это был Нурлан Туреханов. Он смог зародить креативное зерно, за что я благодарна ему до сих. А разговоры в Академии о том, что будет открыта специализация продукт-дизайна, так и остались разговорами.
Product Design
Я поняла, что product design – это мое. Потом было несколько тематических выставок, где можно было проявить себя, ощутить свою силу, поработать в мастерской… Отправной точкой для старта стал московский конкурс молодых дизайнеров, на международной выставке SaloneSatellite WorldWide. Это был невероятный опыт: я познакомилась с индустрией, с дизайнерами из разных стран. Узнала о профессиональных сайтах, куда можно отправлять свои идеи, чтобы получить полезный feedback от публикации – это очень интересный этап, чтобы понять, нужен ли кому-нибудь твой продукт.
У тебя нет специального инженерного образования, как ты проектируешь «начинку» светильников?
– Это долгий и кропотливый процесс. Вначале у меня вообще ничего не получалось. Я ведь пыталась сама, в Интернете, изучать материалы и особенности работы с ними. Искала мастеров по всему городу, потом возникла идея объединения с опытными профессионалами. Так произошло знакомство с местными дизайнерами Тимуром Актаевым, Азизом Абдулмажитовым и Галымом Кайралаповым. С ними мы создали коллаборацию промдизайнеров и участвовали на выставках с собственными проектами. С ребятами я получила просто бесценный опыт производства – они мне дали все «явки и пароли», к кому обращаться, какой материал использовать, погрузили в тонкости процесса. Это помогло совершить огромный шаг в продвижении к собственной компании.
M-Lamp
Расскажи о светильнике M-Lamp, который получил бронзу на A’Awards
– Изначально я его создавала на московский конкурс для компании по производству осветительного оборудования. Это было чистым безумием представить светильник в форме ленты Мебиуса 1 – я так увлеклась этой идеей, что совершенно забыла главное условие – классический дизайн. В итоге они написали мне лестный отзыв, с сожалением, что по стилю он не подходит для их коллекции. Тогда я решила в качестве второй попытки отправить M-Lamp на отбор в SaloneSatellite – просто рендер – и получила подтверждение на участие. Теперь возникла необходимость его воплотить в реальность: одни мастера, которым я обращалась, были в шоке, другие из любопытства выражали желание попробовать.
Первый светильник сделал парень, который занимается производством винтовых лестниц (форма светильника действительно напоминает такую лестницу). Результат получился буквально весомым – 11 килограмм! Получила большое количество отзывов, предложений купить, продавать, а мне приходилось отвечать, что он «как бы… не совсем готов». Когда очень респектабельный итальянский портал опубликовал восторженную статью о M-Lamp, я сделала ее репост на своей странице в FB c призывом, мол, вот, смотрите, всем нравится, все хотят, а мы произвести его не можем… Кто смелый?
Так на меня вышла компания-производитель ETNOMURA, которая опираясь на свой опыт и возможности предложила воссоздать светильник для лондонской выставки, к которой мы готовились. Там он произвел внушительный эффект. Среди интереса к светильнику было и предложение от организаторов A’Design Award поучаствовать в конкурсе. Но я не решилась – не то чтобы побоялась рискнуть денежным взносом за участие (200 евро), просто не чувствовала в себе уверенности. Но спустя год, я ответила на их предложение согласием – и они мне даже скидку 40% предоставили. Хочу отметить, что отбор на этот конкурс невероятно жесткий – нужно предоставить подробную информацию о продукте, от описания до производства. Участники конкурса распределяются по категориям – от молодых дизайнеров до крупных компаний. Я попала в старт-ап в категории Product Lightning, потому что к «молодежи» на год опоздала (там возрастное ограничение до 25 лет). Масштаб невероятный, 212 членов жюри и 45 000 присланных работ, из которых половина отсеялась сразу же после поступления заявки.
Кто-то у тебя в комментариях написал, что твоя работа вполне «золотая». Ты тоже так считаешь?
– Я думаю, что членам жюри виднее (смеется).
Скажи, кроме того, что светильник ну очень клево выглядит, он реально освещает?
– Я бы назвала его освещение декоративным. Кстати, в прошлом году совместно с ETNOMURA мы изготовили шесть светильников для нью-йоркской архитектурной компании, которые сделали нам заказ для частных апартаментов. И вот они их так интересно расположили, по три на разном уровне – такая комбинация смотрится очень выигрышно. Вообще каждый светильник получается немного отличным, потому что в процессе изготовления дерево ведет себя по-разному – мне кажется в этом и заключен весь «кайф».
После того, как дизайнер сделает очень яркую и популярную работу, он очень долго может оставаться в ее «тени». После M-Lamp трудно было делать новые продукты?
– На самом деле, я не считаю его своей «вершиной». У меня в голове очень много дерзких идей, могу и лучше создать. Ведь только я знаю обо всех «минусах» своего продукта и знаю, что следующий будет совершеннее.
Насколько твоя идея лучше, чем воплощение? Или может быть наоборот…
– Если сравнивать рендер для коллаборации с ETNOMURA и результат, то в принципе они не особо отличаются. А вот первый был совершенно другой – огромный. Но там и производство отличалось, каждую деталь из дерева нужно было по-особому уложить, как паркет…
А еще какие премии у тебя есть за продуктовый дизайн?
– Два года назад в Алматы я получила премию журнала IDEAS – правда, уже не помню за какую из двух присланных работ… У меня несколько казахстанских премий, которые мне присуждали еще во время учебы. Также я участвовала в конкурсе по организации городской среды, где делала кабинки биотуалетов – ну, а что, это тоже часть жизни (смеется)… Потом я делала освещение для цирка и получила первое место в конкурсе, проводимом совместно с Phillips и КазГАСА.
Что бы ты посоветовала молодым дизайнерам, которые хотят заняться продуктовым дизайном?
– С одной стороны, мне всегда думается, что нет разницы, где учиться. Да, в Милане прививают чувство вкуса, есть доступ к передовым технологиям, легче создавать прототипы. Но, в принципе, тоже самое сегодня есть и в Москве, например, в Британской высшей школе дизайна. Возможно и у нас, только в меньших масштабах. Я несколько раз была с мастер-классами в КазГАСА, и вижу, что некоторые ребята совершенно равнодушны к product-дизайну, а другие загораются и выдают стоящие проекты. Все зависит от желания и целей. Если самостоятельно двигаться страшно, то зарубежные школы могут обеспечить верное направление. Посоветовать могу – больше рисовать, вырабатывать усидчивость и быть всегда «в теме»: наблюдать за мировыми сайтами, следить за тенденциями, изучать технологии. А потом нужно пробовать, возможно ошибаться, совершенствоваться…
Нужно ли в творческом поиске ориентироваться на рынок или слушать только себя?
– Я никогда не ориентируюсь на рынок. Погружаясь с головой в творческий процесс, можно обнаружить, что ты уже опередил тренды. Как-то я придумала светильник в форме кактуса, вернее, части его конструкции были похожи на это растение. Прошло полгода, и на выставке в Милане возник «растительный» тренд – кактусов было очень много! Я подумала: «Ну, черт возьми! Что ж я дальше эту тему не продвинула!» (смеется). Поэтому лучше жить, впитывать в себя этот мир, он обязательно выведет в авангард. А если ориентироваться на актуальность популярных продаж, то они могут стать «рамками».
Сложно ли продавать свои изделия за рубеж? Какие площадки для этого существуют?
– Вариантов много: есть онлайн-магазины, которые осуществляют доставку по всему миру. Правда, там имеются свои сложности в условиях – не менее 50 готовых продуктов на складе, а иначе они не выставляют на продажу. Естественно, нужны хорошие инвестиции, чтобы вложить в производство.
Интересен ли M-Lamp в производстве с коммерческой точки зрения?
– Он достаточно дорогой в производстве, причем из-за работы мастера. Дерево – это лишь малая часть себестоимости. Мы используем натуральный шпон темного цвета американского дуба, а внутри легкий короб из березовой ламели. Его вес около двух килограммов, внутри светодиоды и рассеиватель из белого акрила.
FILO
Расскажи о своей компании…
– После университета я работала в компании, которая занималась архитектурным освещением и освещением в офисах, а параллельно создавала свои светильники. В какой-то момент поняла, что нужно либо двигаться дальше и создавать свое, либо оставаться и продолжать делать просто концепты. Я выбрала первое, тем более что собственное плавание – это особое ощущение ответственности за свои действия. Тогда же решила запустить собственный бренд – FILO. В переводе с итальянского – это «проволока». Прикольно по отношению к смыслу дизайна вообще – как проволока, соединяющая мелкие детали. Ну, а для меня filo – это особая философия, которая отражает мой подход к дизайну: здесь и производное от английского feel, особое чувство, с которым творишь каждый предмет.
Кто работает в FILO вместе с тобой?
– Кроме мастера в лице моего отца – пока больше никого. Перед открытием компании я пошла на бизнес-курсы – такая программа для творческих предпринимателей, где тренеры давали некоторые азы. Я стартовала по этим правилам, у меня даже был маркетолог, но потом решила сама погружаться в процесс и искать свой путь – сегодня я понимаю, как и в каком направлении мне нужно развиваться в будущем.
Какой путь проходит изделие от идеи до упаковки?
– Когда приходит идея, я рисую эскиз на бумаге, делаю рендер, отправляю на один из мировых сайтов и жду публикации с отзывами. Даже если мне очень нравится идея, но отклика нет, то я ее «придерживаю» и начинаю работать с другими. Например, MyBird сразу несколько сайтов опубликовали, а значит, его можно было отдавать в производство.
Nommi
– Я прочитала в FB пост Алены Ткаченко о том, что они ищут продукт-дизайнера для создания корпуса Wi-Fi-роутера и посоветовала им обратиться ко мне (смеется).
Конечно, у меня не было опыта в разработке гаджетов, но был большой интерес, так как не хотелось зацикливаться на объектах интерьера. Я сделала несколько макетов из пеноплекса, чтобы их можно было в руках покрутить. И тот, что в форме некого тотема сразу приглянулся. Идея была, что это такой магический камень, приносящий удачу и… раздающий Wi-Fi в любой точке мира. Сначала он был более закруглен, потом видоизменился по технической необходимости – в итоге он очень удобно располагается в руке или в кармане, и к тому же привлекает внимание. Эту форму было очень сложно напечатать на 3D-принтере, были трудности со смыканием половинок. Но в итоге все получилось, за счет средств, собранных на платформе Indiegogo.com, удалось запустить производство в Китае, ребята нашли очень приятный на ощупь пластик. Поэтому он сразу был утвержден и начал запускаться.
Reflect Lamp
– Самый первый серьезный проект, до этого я создавала все своими руками. Отправила рендер на SaloneSatellite в Москву и получила одобрение – это было большим достижением попасть на крупную выставку. Светильник оказался самым дорогим в производстве – корпус сделан из акрилового камня, который используется в изготовлении столешниц. Разборная палочка делалась по принципу бильярдного кия – как раз такой мастер ее и воплотил. А потом нужны были специальные шарниры, на которых держится зеркало – они только во втором варианте к поездке в Милан были доведены до совершенства, так как для Москвы времени не хватило. В общем, этот светильник сделан методом проб и ошибок, но в итоге он нашел свою обладательницу здесь, в Алматы.
MyBird
– Процесс его создания был очень сложным – одних только акриловых коробов я заказывала несколько и все не те получались. Ножка, на которой он стоит на полу, была сложной в воплощении, она должна была разбираться для перевозки… Много нюансов со сваркой – мы выбрали хрупкий алюминий, а у нас огромный дефицит таких мастеров. С питерской компанией были переговоры о поточном производстве, но дальше идеи не пошло. Впрочем, несколько штук я все-таки продала, а маленькие MyBird даже были на выставке в Лондоне.
Snow Collection
– Первый вариант я делала для выставки ArtFest в Астане. Он был совершенно из других материалов и именно там мы отметили недостатки – например, белая кожа быстро изнашивается и растягивается и достаточно некомфортна.
В итоге для выставки в Лондоне я использовала войлок, а подушки заполняли синтепоном с полипропиленовыми шариками – идея подушек из снега поддерживается тем, что они поскрипывают, когда шарики трутся друг о друга.
Scented Candle N1
– Дерево-огонь… Дерево пропитано специальным огнестойким составом, который, кстати, разработан у нас в Казахстане. Его очень хорошо использовать для тканевой обивки, например, в кальянных – от уголька ткань может обуглиться, но не сгореть. Мы много экспериментировали с деревом – опрыскивали его, пропитывали полностью, окунали в холодный раствор… Самый эффективный вариант – варить, дерево полностью пропитывается и не загорается.
Swing
– Этой работе три года, она до сих пор в производстве, особенно в бум новогодних праздников их заказывают компании для корпоративных подарков. На металлическую сторону мы наносим логотипы или что заказчик пожелает, у этой подставки есть три положения, даже под планшет подходит – получается очень миленькая, но практичная вещь для офиса и дома.
Cooper Sun for Office
– Это самая свежая коллекция. Идея поработать с медью у меня возникла тогда, когда чистила медный чайничек – у нас с мужем большая коллекция таких вещиц, которые привозим из путешествий. Медь продается в больших листах – очень хотелось попробовать придумать что-то интересное. В итоге: тарелки – это обычный медный лист, который отправлялся на гидроабразив, я задавала форму, они разрезали его, и мы уже вручную гнули. Подставка для ручек в виде лодочки – это медная труба, которую мы пополам разрезали и просто обработали, все края закруглили.
Moon
– Я сделала эту вазу в 3D, потом обратилась в несколько гончарных мастерских, которые уверенно брались за заказ, но спустя пару дней звонили и говорили – не получается… Но я упорствовала и нашла в Кыргызстане девушку, которая сделала мне несколько штук, как прототип. У нее неплохо получалось, мы начали работать над недочетами, но на этом, к сожалению, все остановилось. Сейчас я их предлагаю в интерьерные проекты, несколько ваз стоят в офисе мужа, у друзей… Мне хотелось, чтобы они были функциональными, но это до сих пор сложно, так как гончару трудно сделать их герметичными.
Над чем ты работаешь сейчас?
– Я недавно завершила серию паркоматов для Астаны. Компания-заказчик занималась снабжением ТЦ и офисных зданий, и им захотелось сделать что-то свое. У них были сложные условия, «ни шагу в сторону»: нужно были подстраиваться под возможности завода-изготовителя, учитывать специфику работы самого паркомата, размеры, удобство пользования для клиентов… Мои там и корпус, и интерфейс взаимодействия. Сейчас параллельно я делаю проекты двух ресторанов – подвесные светильники и настенные бра.
Почему так мало продуктовых дизайнеров в Казахстане?
– Да потому, что это совершенно новое для нас. Есть несколько ребят, с которыми мы как раз в коллаборации работали, они опытнее меня. У Тимы Актаева свое кожевенное производство, блокноты NB, канцелярские наборы… Галым больше занимается светильниками, мебелью. Но мы отличаемся – я больше стремлюсь на зарубежный рынок, а они работают под наши реалии и запросы. Я понимаю их практичный подход, но свое будущее мне хочется видеть за пределами страны.
Почему ты не переедешь ближе к Европе?
– Это хороший вопрос. Наверное, так и будет – там больше производственных возможностей, совершенное другой уровень… Но с другой стороны, находясь здесь, я так же могу отправлять свои продукты за рубеж, производство здесь дешевле, да и Китай рядом, чтобы на поток поставить.
Мечтаю создать продукт, которую возьмет на производство итальянская мануфактура. Я была на таких семейных фабриках, где традиции производства передаются от деда к внуку, они все делают с особенной любовью. Естественно, и цена таких изделий возрастает.
Какие цели ты преследуешь – зарабатывать или заниматься саморазвитием?
– Деньги – это возможность. Для меня является целью не «заработать миллион», а вырасти профессионально в product-дизайне. Будут заказы – смогу инвестировать в свое поточное производство. Даже сейчас так происходит, просто еще не в тех масштабах. Мне нравится процесс воплощения идей, когда они обретают «жизнь», становятся реальными, люди ими пользуются, дают свои отзывы – это очень ценный опыт.
Где можно купить твои продукты?
– Можно через мой сайт f-i-l-o.com. Еще есть несколько магазинов, выставляющие творческие изделия – Experimentarium Concept Store, Synesthesia Concept Store…
В последнее время я работаю с интерьерными дизайнерами, которые заказывают светильники под конкретный интерьер. Я рисую в 3D, они показывают заказчику. Но теперь я продумываю полностью производство, так как точно знаю, как этот процесс осуществляется. Я люблю свободу и независимость – и я счастлива, что творческий полет и философия идей и мыслей воплощается в нечто осязаемое, способное восхищать креативностью и при этом выполнять практичную функцию.
Notes:
- Международный символ переработки представляет собой лист Мёбиуса ↩