Все оттенки «Депрессии»: как создавался новый клип Би-2 на карантине

И приложила к этому руку съемочная команда из Казахстана 

Карантин, самоизоляция, потеря мотивации, фрустрация – и депрессия. Но талант не проспишь и поэтому 1,5 месяца на карантине в суровых условиях изоляции, а итог – да тот же на первый взгляд, но совершенно обратный по сути.

Чуть-чуть творческого пророчества

Би-2: «Вообще, «Депрессия» пришла ещё в сентябре — и музыка, и текст. Да и записались мы тогда почти сразу — но отложили трек до весны, чтобы снять танцевальный клип с труппой нидерландского театра… А дальше вы и сами видели!».

Из «Пекла»

Макс Шишкин, режиссер: Это та же команда, что сделали «Пекло» (премьера состоялась в феврале – прим.ред.).  Должны были снимать клип в апреле, но в середине марта случился карантин, а желание работать никуда не ушло. Сделать клип на самоизоляции принадлежит Шуре, а мы с Алией (продюсер – прим. ред) уже просто решили, что раз мы не можем контактировать, то пусть и клип будет сделан на домашних подручных средствах.

Бэкстейдж. Клип Депрессия. Квартира. Максим Шишкин из Алматы руководит съёмкой. ©levab2

Когда речь зашла о том, чтобы снимать клип на самоизоляции – с разу обозначил, что никаких зум-конференций с караоке или домашних декораций у нас не будет. Учитывая, что «Би-2» это не артист, которому необходимо пилить контент на «здесь и сейчас», то и делать надо что-то на годы вперед. Клипчики, записанные в домашних условиях уже завтра смешаются в памяти с сотнями таких же и потеряют в сроке годности быстрее, чем закончится пандемия.

Макс Шишкин © Макс Шишкин

Идея обратиться к классической анимации и «ручному» труду пришла из прошлого, когда я вспомнил, что мой вечный продюсер и мама моих проектов – Алия – давно мечтала сделать нечто похожее. Это так же совпадало с моим видением группы и хотелось сделать что-то в духе U2 (Get Out Of Your Own Way) и А-ha (Take On Me).

Алия Косаева, продюсер: Это мой и продюсерский и художественныӗ проект, полностью занявший всю мою жизнь на 1,5 месяца. Я буквально занималась только им. И лучше не совмещать эти два департамента в одной голове, она начинает плыть:) Макс знал, что я люблю такую тематику, когда все нарисовано и собрано руками, да и в самоизоляции о площадке было нечего мечтать – в общем, звезды сошлись.

Макс: По сути, изначальный концепт остался почти неизменным: клип должен выглядеть так, будто его может сделать кто угодно, главное иметь краски, бумагу, прямые руки и любовь внутри. Это уже по ходу дела (когда в Алматы послабили карантин) за дело принялся Дима Колодин и его банда: вместо изначальной задумки сделать дома картонными создали целое произведение искусства. Стоп-моушен с Игорем Эльдаровичем (наша кукла) оказался настоящим испытанием. 16 часов ювелирной работы, работы с терпением и нервными срывами принесли нам 23 секунды в клипе. После этого на работы Уэса Андерсена и студии Laika начинаешь смотреть ни то с восхищением, ни то с болью.

@ Макс Шишкин

Алия: Первые шаги были самыми сложными – придумать то, что раньше не делали, дальше еще хуже – делать, то, что напридумывали:) Ну и сильно ограничивало, что ты не можешь пойти в ближайший канцелярский и докупить все необходимое.

Креатив был на грани космоса! Каждый день, как американские горки: утром ты счастлив, что что-то получилось, вечером в аду, потому, что не понимаешь, как обыграть следующую задачу.  Недостаток опыта сильно потрепал нервишки. Что касается анимированной куклы, то эта отдельная история:) Те два десятка обошлись нам в 16 часов непрерывной̆ работы – да-да, мультипликация это «ад»!  Представьте, что для каждого кадра вы двигаете конечности куклы на 1 миллиметр. А в секунде видео этих кадров может быть 20! В секунде, Карл! Я безумно благодарна моей̆ армии художников, они с огромным энтузиазмом вписались со мной в  этот ад. Ведь каждый̆ яркий̆ фон отрисовывался вручную, они приходили днем и уходили в ночи с мешками под глазами и болью в спине во имя любви к искусству. Например, такая маленькая деталь: в шкафу на полке стоит фотография, она отрисована! А рядом  стоит чайный сервиз, в горошек – так вот, вам не видно, но там есть золотая кайма.

@ Макс Шишкин

Макс: Абсолютно все в клипе сделано руками и можно потрогать. Каждый фон, каждая деталь – ничего не дорисовывалось на посте, только соединялись элементы и задавали движения, за что браво моим дорогим VFX-колдунам и колористу-магу. Многое записывалось и анимировалось прямо на площадке.

Демитрий,  eMocean_artdepo: «Девять суток без сна, суперкропотливая работа. То состояние жизни, когда пара секунд в видео, полно переосмысление внутренних ценностей. Спасибо Максу и Алие, что вместе мы в очередной раз доказали, что невозможное возможно. Спасибо большой семье @emocean_kz и тем, кто наполнил наши дома жизнью улиц. Спасибо Pasha Cas и ребята из Repas Workshop за проделанный кропотливый труд. И да возможно многие не увидят, главное что видим мы».

@Pasha Cas

Макс: «Самым странным опытом в моей творческой жизни была режиссура по ватсапу и скайпу. Сначала я записывал дома видео-инструкции о ракурсах и действиях и по ходу дела мы созванивались и обсуждали все детально. Смотреть на монитор и не иметь возможности разделить энергию с артистом между дублями – то еще выматывающее дерьмо. Артистов мы отсняли по удаленке, а рисунки-миниатюры уже создавались в Алматы. Отрисованные декорации мы отправляли курьерами и лишь под конец проекта нам повезло – в Алматы сделали послабление, потому мы могли собираться группками в пять-шесть человек в домашних условиях.

В итоге и город отстроили ребята из команды Димы Колодина и пантеон художников от Алии успели все нарисовать. Самый медитативный и залипательный опыт – это разрисовать 175 распечаток с кадрами артистов. Очень не хочется возвращаться к проектам, которые снимаются с таким количеством ограничений, но не могу отрицать, что столько души и тепла еще ни в одну нашу работу не было вложено, как в эту».


Би-2 с
Стоп-кадр из клипа «Депрессия»

Режиссёр — Макс Шишкин
Музыка – Leva Би-2, Shura Би-2
Слова – Leva Би-2, Ян Николенко

Би-2, 2020
Leva Би-2 – вокал, гитара, аранжировки
Shura Би-2 – гитары, вокал
Андрей Звонков – гитары
Ян Николенко – клавишные, флейта, back vocal, перкуссия
Макс Лакмус – бас
Борис Лифшиц – ударные, перкуссия
Пётр Дольский – бас
Андрей Белый – аранжировки

Запись: студия «FlySound/Би-2», Москва, осень 2019
Инженеры: Сергей Большаков, Денис Юровский
Сведение: Adrian Bushby, London, апрель 2020
Мастеринг: Brian «Big Bass» Gardner, LA, апрель 2020

Продюсер: Алия Косаева | Оператор-постановщик: Илья Карчин | Оператор (Москва): Евгений Ремизовский | Арт-директор: Алия Косаева | Художники: Асем Макина, Мандарин Нарбаева, Яна Маратова, Абай Султан, Шахиза Куанышбекова, Азамат Кабыл, Тогжан Байсабаева, Балгабаев Ануар, Диана Ахметкалиева, Анастасия Бирючева | Модель города: Демитрий Колодин, Борис Логунов, Денис Гимпель, Леонид Мыльников, Эдгар Нишнианидзе, Илья Кравченко, Семен Тимошенко, Паша Кас, Repas Workshop, Татьяна Шувалова Дмитрий Касторский Джохар Юнусов | Кукла: Эльдар Шибанов, Диас Шибанов, Юлия Левицкая | Аниматоры: Алия Косаева, Асем Макина, Эльдар Шибанов | Грим: Галия Бегеева | Монтаж: Макс Шишкин | Графика: Олег Чарухин, Леонид Пак | Колорист: Ерлан Танаев | Осветители: Султан Какимбеков, Руслан Саламов, Руслан Тилов | Актер: Игорь Эльдарович | Отдельная благодарность: Эльза Серова, Бексултан Казыбек | QARA/made in Almaty 2020

@ levab2