Текст: Андрей Халов, иллюстрация: Евгений Мерзляков

Можно с детства мечтать о Каннском льве, сразу после школы пойти в хороший универ на «графический дизайн», потом работать джуниором в сетевом агентстве и стать арт-диром, а можно, как… ваш покорный слуга

Андрей Халов, дизайнер с 15-летним опытом и творческий директор «Рояль Кусто».

В профессию я попал случайно, шел 2003 год, третий курс химфака и внезапно я передумал быть химиком в халате. Я ни у кого не учился, не относился к дизайну и визуальным коммуникациям, как к профессии, зато умел делать радиальный градиент в Photoshop. «Фотошоп» был №5, не CS, а просто Photoshop 5. В нем и в Corel Draw 9 я сделал первый макет за деньги (надеюсь это нигде не всплывет).

Спустя 15 лет я понимаю, что делал не так. Мне хочется, чтобы коллеги не допускали таких же ошибок в начале карьеры дизайнера или проектировщика визуальных коммуникаций, создателя интерфейсов или типографа.

Цель этой статьи – рассказать о том, где легко налажать

Цель этой статьи – рассказать о том, где легко налажать и потерять много времени, и мои соображения относительно того, как этого избежать не потратив на это год или два, или пять.

1Не смотреть и не разбирать сильные примеры

Я помню, как испытывал сложности с оценкой работы других дизайнеров, самых знаменитых, известных, с самыми запоминающимися работами. Возникало сопротивление и даже страх посмотреть на что-то действительно крутое.
Замечу, что тогда не было никакого «Ютуба» или «Фейсбука», «Биханса» или «Пинтереста» (да-да, такие времена), тем не менее до Алматы что-то долетало, в первую очередь – реклама. Красивая, проработанная, прекрасно выполненная реклама глобальных брендов (MARS, P&G, BAT, ряд автомобильных брендов, реклама видеоигр).

Страх столкнутся с тем, чего я не смогу повторить

Страх столкнутся с тем, чего я не смогу повторить и даже не представлять как такое сделать, вызывал неприятное чувство, в конце концов стала появляться мысль – «Лучше не смотреть в эту сторону».

Это ошибка, из-за которой я потерял много времени. Сейчас я уверен, что каждый кто работает с графикой, дизайном, коммуникациями, обязан развивать насмотренность и увеличивать визуальную библиотеку, развивать вкус. Проводить декомпозицию, понимать то, из чего и как сделана картинка, на чем строится выразительность, как организована композиция, какой пайплайн применял ретушер или иллюстратор, как через графические средства доносится идея. Следующим логичным шагом может стать повторение лучших работ, копирование. Это не о плагиате, это про лучшее понимание работы другого. Повтори ее, пускай это никто не увидит, но останется опыт и комплексное понимание того, «как оно сделано» и какой логикой руководствовался автор. Можно же попробовать новые приемы и методы в собственном пайплайне?

Решение

Дисциплина. Три часа в неделю я посвящаю просмотру самых налайканных и титулованных работ (или тех, которые удивляют). Я методично разбираю их по частям, какие-то вещи повторяю, проверяю догадки, как это сделано.

2Застрять в пайплайне

Наверное это связанно с первой частью, но все же напишу об этом отдельно.
Часто казалось, что вот – я нашел единственно верный способ ретуши, или единственно верный алгоритм создания макета (меню, коллажа и т.п.).

Понятное и освоенное – комфортно

Понятное и освоенное – комфортно, оно не вызывает напряжения или стресса из-за сомнений в том, что результат может быть «не очень». Поэтому дизайнеры часто застревают в одной и той же концепции и подходе к созданию графики, как застрял в свое время и я. Это ограничивало меня, как профессионала, потому что, в лучшем случае, давало посредственное решение. Некоторые назовут это «стилем», но мне кажется, что у дизайнера не должно быть уникального стиля, ведь работа всегда по брифу.

Решение

Эксперименты. Разумеется, эти эксперименты или пробы чаще всего остаются на рабочем столе компьютера, пока я их не удалю потому, что файлов стало слишком много. Некоторые из них попадают к заказчику, если выполняют задачи поставленные в брифе. Дизайн, это всегда много экспериментов, это бесконечное количество итераций, которые, по сути, разные решения одной и той же задачи. Чем больше способов решить задачу, тем изящнее получается окончательное решение.

3Не принимать ответственность

Я часто говорю о том, что каждый должен заниматься своим делом: повар – готовить, дворник – мести, дизайнер – дизайнить ©, артдир – руководить, менеджер – координировать процесс и знать где найти ответы на вопросы по проекту, ну а клиент – платить.

Было комфортно, когда мне просто говорили, что делать. Моя ответственность заканчивалась на слоях и масках, мастер-страницах и стилях, сплайнах и текстовых блоках (ну вот это все, что на мониторе у дизайнера). Сегодня я понимаю, что такая позиция мешала и портила результат.

Профессионал знает, зачем он делает свою часть проекта

Профессионал знает, зачем он делает свою часть проекта, как она будет работать в контексте других частей, в контексте медиа и предлагает решения для улучшения общего результата, хотя не всегда это его прямые должностные обязанности.

Решение

Задавать вопросы и быть в курсе смежных частей проекта. Полезно расширять поле внимания. Скажем, если я делаю меню, то обязательно спрошу, как меню будут подавать гостю, как часто будут менять в нем страницы, сколько языковых версий предполагается и при каком освещении его будут читать.

4Ставить невыполнимые задачи

Чиксентмихайи (книга «Поток. Психология оптимального переживания») писал: «Оптимальное состояние сознания – это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым нам этой задачей.» Первым условием достижения этого состояния является то, что задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.

Чем бы мы ни занимались, наши способности должны соответствовать сложности стоящей перед нами задачи

Я иногда ставил себе такие невыполнимые задачи – «нарисую-ка я для этого проекта иллюстрацию, как у Дрю Струзана», «этот постер сделаю таким же идеальным и лаконичным по композиции, как у Уве Лёша». Вы скажете, что это прекрасно и амбициозно, так и надо себе ставить планку! Но после серии обломов я понял, что эта стратегия – ставить себе максимально мыслимую планку, ориентируясь не на себя, но на внешние факторы – тупик.

Без понимания принципов психологии восприятия не стоит браться за проектирование сложных систем навигации, ровно как и не стоит заявлять в будущем дизайне крутую каллиграфию, как у Броуди Ноеншвандера, если даже нет представления о том сколько лет надо потратить на рисование букв, чтобы достичь такой же легкости и экспрессии как в работах Броуди.

Если уж очень хочется и клиент согласен, то лучше привлечь на такой участок узкого специалиста, который сделает эту часть работы хорошо, либо вообще отказаться от этой части и заменить ее чем-то другим.

Решение

Осознавать, что ты умеешь, а что нет и открыто говорить об этом. Есть проекты, которые позволяют потратить время на что-то новенькое и попробовать, а иногда таких проектов нет и цена ошибки может быть слишком велика.

5Распыляться

Конечно, как я писал выше, учиться и пробовать новое – это прекрасно! Однако, надо помнить о балансе и всегда доводить начатое до конца, а если не получилось, то сделать выводы почему не получилось и что надо сделать, чтобы получалось. После многих проб и ошибок я вывел для себя формулу –

можно параллельно развивать не больше 2–3 навыков или умений

Можно параллельно развивать не больше 2–3 навыков или умений, без потери качества текущей работы и возможности доведения этих навыков до предела своих возможностей.

Нельзя сразу взяться за освоение «трехмерки», анимации, визуального сторителлинга, предметной съемки, типографики, промышленного дизайна и предпечатной подготовки. Ни в одном направлении не удастся преуспеть, а усталости будет много.

Решение

Долгосрочное планирование профессионального роста. Да, это сложно, и неприятно – мы же все такие творческие и план нам ни к чему. Может и так, но планирование своей карьеры, как только есть понимание, чем же, хотя бы приблизительно, нравится и хочется заниматься, это единственный известный мне путь достижения заметных результатов.

6Нарушать правила

Дизайн – творческая профессия, однако наша работа очень регламентирована. Есть бриф, есть тренды, есть возможности софта и возможности медиа (печать, монитор, экран смартфона, лазерный гравер на металле и т.п.) в конце концов есть айдентика и стиль, в рамках которых надо выполнить проект.

Через первые несколько лет у меня возникло ощущение, что я уже знаю все на свете и приступил к экспериментам. Что само по себе не плохо – искать новые подходы это важно, когда мы говорим, например, о поиске оптимальной формы или удачного решения в палитре. Но когда эксперимент превращается в протест, в пренебрежение брифом, границами проекта и даже основными принципами композиции (а тогда я знал их слабо), то эффективное дизайн-решение может получится, разве что, случайно. В конце концов я понял банальную вещь –

нарушать правила можно после их понимания, приятия и осознания причин по которым они возникли

Нарушать правила можно после их понимания, приятия и осознания причин по которым они возникли, кроме того, разрушая что-то, надо предложить взамен нечто лучшее и более эффективное.

Решение

Учите правила, читайте старые книги, читайте новые книги, учитесь – помогает. И если вы нашли что-то новое и прорывное, проверьте это предположение от десяти до ста раз.

7Прокрастинировать

Эту маленькую заметку я писал четыре недели. И не только потому, что так мало времени и я со всех сторон такой занятой. Да, надо было сгонять в Москву на защиту; закрыть год; сдать пару приоритетных проектов. Но я мог и раньше с этим закончить. Так что это не только начинающих касается, и вообще касается дизайна весьма опосредованно, но это очень важно.

Мы по природе своей ленивы, кто-то ленивее, кто-то нет, я вот из первой группы. Когда дело касается умственного труда, тут мы ленивы втройне, не потому, что лодыри, а потому, что организм стремится потратить как можно меньше и сохранить как можно больше. Например, на поглощение ленты в Инсте затрачивается на порядок меньше усилий, чем на сложную верстку, где напрягаются внимание, мышление и память. Верстать сложный макет или лайкать котиков в Инстаграме? Для нашего организма ответ очевиден – автоматическая система нашего мозга будет выбирать то занятие, где не надо напрягаться.

Фишка прокрастинации в том, что замечаешь ее когда протупил несколько часов не пойми во что

Другой, менее очевидный пример – уход в детали, когда невольно придумываешь решение затратное по времени, но невнятное по результату. Грубо говоря рисуешь 5% картинки за 95% отведенного на нее времени. Любимая форма лени у дизайнеров – поиск картинок на стоках, часто под предлогом «я не могу найти идеальную картинку» тратятся часы, а иногда и дни. И тратятся они в никуда. Я проверял.

Решение

Тренировка внимания и внешний контроль. Под внешним контролем я имею в виду систему организации времени, расписание, напоминалки и прочие «костыли», которые могут помочь незадачливому прокрастинатору. Для меня хорошей тренировкой внимания является работа, вот которая здесь и сейчас – я выделяю одну задачу из множества текущих и стараюсь максимально долго не переключатся с нее на что-то другое. Иногда получается, а иногда нет, но я продолжаю это делать. Для того чтобы лучше понять природу прокрастинации можно найти книги многих современных психологов и нейрофизиологов. Мне помогли лучше разобраться в этом Даниель Канеман и Вилеанур Рамачандран.

В заключение хочу сказать, что написанное выше – это личный опыт автора, кому-то не подойдет, кому-то может и поможет.

Facebook@Андрей Халов

Loading

Предыдущая статьяBianco Nero Studio подводит итоги работы Круглого стола за полгода
Следующая статьяТребуется дизайнер + любительский видеомонтажер