Работы наших коллег повсюду: от упаковки с соком, до рекламного банера закрывающего многоэтажку. О работах которые очень нравятся часто можно узнать лишь какое агентство их выполнило. Тем не менее часто за подобным шедевром стоит вполне конкретный человек, фанатично любящий профессию, город, людей. Сегодня мы познакомим вас с одним из таких дизайнеров.

Представься пожалуйста
- Алина Демченко, в сети мой ник AlisaSolo

Интересный ник. Почему solo?
- Solo – от итальянского «солист», повлияло музыкальное образование и большая любовь к опере, плюс начальные буквы девичьей фамилии моей матери Солуянова. Алиса - еще одна, моя давняя любовь на все времена к персонажу Льюиса Кэрролла.

Давай поговорим о том, кем ты себя видишь в профессии?
- Еще с института мне хотелось себя видеть не просто дизайнером, но и иллюстратором. В то время я стремилась быть дизайнером-графиком. Большое влияние на мое творческое мировоззрение оказали многие легенды мировой графики, такие как Билибин И.Я, Эшер М.К. братья Гольбейны, Д.Б.Пиранези, и конечно наш абсолютно потрясающий художник, замечательный график Сидоркин Е.М. Если брать по живописной графике, то это, пожалуй, невероятный Г. Климт.

Что для тебя «графика»?
- Мое знакомство с самим понятием «графика» пошло от изучения Средневековья гравюр и эпохи Возрождения. Меня всегда волновали линии и те эмоции, которые они могут вызвать, даже лишенные такого средства выразительности как цвет. Для меня важно чтобы линия имела объем, меняла направление, была «живой», а не одинаковой, хотя бы по толщине, зависящей от плановости объекта.

Почему не «художник», слово не нравится? Или художник не может быть дизайнером?
- С детства я много рисовала фантастических персонажей: фей, рыцарей, космических воинов. Я придумывали персонажам имена, и писала про них истории.

В 12 лет меня мама привела в изостудию при музее Кастеева, там преподавал Ткачев А. Р. И через три месяца, он взял меня за руку и сказал моей маме «заберите эту девочку, она мне срывает дисциплину, не хочет рисовать по программе, рисует что-то свое. Уведите ее из этой студии и не портите ребенку жизнь, она и без студии может рисовать, а вот подчинятся, моим правилам здесь не хочет». Мы встретились с ним позднее в институте, на курсах рисунка.

Это было из серии «о нет… опять ты»! Именно в этот период у меня отложилось в сознании, что в творчестве, а затем и в профессии я могу быть не придерживаться рамок и правил. Так что нет, я не художник.

Расскажи про время в институте
- В институте (КазГАСА) я училась с невероятным удовольствием, на одном дыхании. Мне нравилось брать для себя образы с глубоким восприятием и сложностью исполнения. Это были такие проекты как дом в плане напоминающий структуру строения глаза, или ракушки. А на диплом был проект «Юбилейная выставка Василия Кандинского» в музее Кастеева с демонстрацией не только рекламных материалов (этого было достаточно для диплома). Но и дополнительно я создала концепцию по 6-ти залам, с применением различных современных технологий, начиная от распада на цвета спектра через призму белого света и заканчивая голографическими и арт -приемами. На сдаче было весело. Один из членов (архитектор Савранчук П.П.) комиссии сказал, что готов уже сейчас забрать это проект и воплотить его в жизнь.
Запомнилась заключительная работа по живописи на 3 курсе – автопортрет. У меня оставалось три краски по пол­тюбика, стипендии уже нет. Рисую ночью, приношу и разворачиваю его к стенке. Все работы показала, а эту нет никакого желания, стыдно, красок почти нет, очень тонким слоем все…

Преподаватель, Алла Швайко (художник-график), подходит и просит показать эту работу. Я вначале отказываюсь, потом показываю. Она помолчала, долго смотрела, а потом мне говорит: это лучшая ваша работа за весь курс. Она сравнила ее с голубым периодом Пикассо, красок практически нет, лицо холодное, фиолетовые тона, нарисовано на листе крагиуса… Условия минимальные…

Когда я слышу, что художник должен быть голодным, я соглашаюсь. Когда нервы оголены, эмоции чище. Дизайнеров же наоборот надо лелеять, держать в творческом и личностном комфорте, избегая на них давления. Надо понимать, что это мыслители, творцы одновременно, не надо подгонять, зажимать в рамки.

Ты училась по специальности?
- Да, я поступила в 1998 году, это был архитектурный факультет, отделение кафедры «Дизайн» и специальность «дизайнер рекламы». Это был шестой выпуск рекламщиков.

Раньше были большой редкостью дизайнеры с профильным образованием.
- Я не считаю, что те, кто пришли классическим путем, только они дизайнеры. Нет. Я знаю много самоучек, которые превосходят по знаниям полученным самостоятельно. Когда я впервые пришла в агентство McCann Erickson, то на тот момент только арт-директор Дмитрий Кондратов один работал в Illustrator, это был 2006 год. Он выучил его сам, как и многие другие программы, в том числе и 3D.

Расскажи, чем ты занялась после института? О своей трудовой биографии?
- Я начала работать уже во время учебы. Просилась на работу со второго курса, но дома меня отпустили на работу только на 4-м, со словами «не надо, успеешь».
Так что эти 4 года я отдавала себя полностью учебе, с полным 100% погружением в процесс. Я вспоминаю институт с благодарностью к таким преподавателям, как Розенберг Г.И., Самаркин Ю.П., Бахмутов И.Ю. Это действительно было самое счастливое время. Время бескорыстных устремлений, победы над собой и обстоятельствами. Об этом времени можно книги писать, делать story-борды по каждому дню. Когда я получила диплом, у меня уже был стаж 1,5 года.

Компании, в которых я работала, были самые разные: небольшие агентства, производственные компании, а также пара крупных сетевых агентств. В любом таком списке есть компании, которые приятно вспоминать, работа в которых совпадала с моим творческим виденьем. Некоторые, как листва осенью, были и не оставили должного отпечатка, как ветром унесло из памяти. В идеале, по ощущениям, работа должна напоминать лето или весну.

Какую компанию тебе приятно вспомнать?
- Пожалуй, McCann Erickson, это был опыт 3,5 года. Я создавала проекты для ключевых клиентов компании (период 2006-2009 гг.) таких как Coca-Cola, Nestle. Был даже момент, когда за месяц я сделала материалы к трем рекламным компаниям, которые проводила Coca-Cola. Один проект хотелось бы выделить особенно, это рекламная компания Brrr. Я создала надпись в 3D, покрыла льдом, предложила от себя персонажей, пингвинов (это не клипарты, я их отрисовывала с фотографий), а также идею написать на льду, как будто рукой, слоган. Сделала хайрез для препродакшн отдела, потому что на тот момент только мне было интересно собирать эти «кусочки льда». Это был месяц, когда я действительно «ночевала» в агентстве и мой муж ждал меня в машине до 2-4 ночи, хорошо была середина лета. В этот месяц я делала еще две рекламные компании, которые сдала в конце месяца для Coca-Cola, это примерно около 90 позиций, а также мелкие проекты в течение дня. Даже в условиях жесткого контроля со стороны клиента, и аккаунт-менеджеров, реализация этого проекта, не была для меня адаптацией. Это была маленькая победа в целом, и большая победа для меня на тот момент. Это был как раз тот случай, когда я вышла далеко за рамки адаптации.

Был момент, когда я около месяца, делала 3-4 проекта для Nestle, рисовала фон и аксессуары для кролика Nesquik. Коллеги шутили и называли меня в тот момент мультипликатором. Наверное, я уже и кролика могла на тот момент нарисовать с закрытыми глазами

Моя первая работа, после которой я была принята в агентство, также была связана с созданием персонажа для продукта с нуля. Персонаж для клубного пива «Синяя жирафа». К проекту были подключены около месяца все дизайнеры агентства, но в итоге, видимо сработал принцип «свежий взгляд» - мои работы клиенту понравились, и я была принята в штат. Образ возник и создан за ночь. До этого клиент долго выбирал и когда, наконец, увидел мои зарисовки, сказал «вот это уже нам нравиться, совсем другое дело». Запускаем. Но из-за невозможности изготовить на тот момент бутылку такого формата, проект заморозили…

Были и другие проекты. По самым минимальным срокам это участие в тендере – логотип за 50 мин и концепция, в тендере 5 дизайнеров от нашего агентства. Мой логотип для алматинского фестиваля рекламы AD Spot клиенту понравился. А концепция, где я называю элемент логотипа - Хан-Тенгри, стал собственно названием фестиваля на следующий 2007 год. Дизайнеру очень важно, я считаю не просто делать, но и еще писать концепцию к своей работе.

В тот период я начала писать сама концепции для всех своих проектов, для меня было всегда важно показать клиенту, что проект не просто «красивая картинка» - а имеет идею, которая будет двигать бренд вперед.

Существует мнение, что если картинка нравится, то и не надо ничего объяснять.
- На мой взгляд, успешный проект должен обладать предысторией, настоящим и чтобы он смог жить в будущем, а может даже и иметь некое развитие. Просто «красивая картинка» для меня статичное понятие. Я за положительную динамику развития событий.

Это маркетинговый ход или ты так чувствуешь?
- Никаких специальных предпосылок. Наверное, больше на уровне интуиции и большой любви к тому, что создаешь.

Еще один случай расскажу. Подходит ко мне арт-директор в 7 часов вечера, и говорит. «Надо сделать к 10:00 и показать клиенту вижуалы по Карагандинскому пиву». Сложность была в том, что только что вышел закон, что в рекламе пива (еще до 30% надписи БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ) нельзя даже намека делать на присутствие человека, так сказать ни руки, ни силуэта, ничего. Но, в то же время надо было показать, что это пиво 1,5 л «пэт», для больших компаний.

Постеры я сделала, наверное, к 11 ночи, идея пришла сразу, даже две. Но как это практически всегда бывает, клиент просто оставил фон и бутылку, но в самом начале, именно эти эскизы понравились заказчику.

Большое счастье, когда в сетевом агентстве, дизайнеру удается предложить свою идею или концепцию. Потому что в 90 случаев из 100 – все заканчивается адаптацией вижуалов из головного офиса. Говорят это хорошо для бренда и надо двигаться в строгих рамках.

Мне же думается, любому даже самому известному бренду иногда не помешает «новая одежда».

Очень часто приходили для работы файлы А4 формата в JPEG – одним слоем. Надо из «этого» сделать растяжку на 12 метров, рисовать элементы в этой стилистике, чтобы смотрелось единой графикой.

Когда я прихожу устраиваться на работу, на собеседовании «эйчар» мне говорит – «Ой, да это же адаптация!». Дорисовать, додумать 80 % от оригинального файла… Адаптация ли это? Вопрос оставлю открытым…

Бывали моменты, что я предлагала не только своих персонажей, или концепции, но и слоганы.

И последняя работа «периода Маккена», о которой хотелось рассказать. Меня из-за нее чуть не уволили… Задачей было сделать модуль в каталог рекламных агентств Алматы - Proguide. Идея модуля – переговоры клиента и агентства в рамках одного проекта на примерах выбора… пончиков.

Итог которого, продукт получен и «съеден», т.е. пригодился и вышел в жизнь. Копирайт пишу сама, концепцию тоже. Далее осталось дело за малым, сбегать за маргарином, вымазать руку, оставив отпечаток на чистом листе А4, прогоняю через сканер. В Photoshop’е добавляю крошки и проект готов, через 3 часа примерно. Арт-директор утверждает, каталог печатают. Основное руководство было в бешенстве. В работе было действительно много стёба и смелости. И меня действительно хотели из-за нее уволить.

Теоретически тебе должны были премию дать…
- И только через несколько лет мой коллега рассказал: «представляешь, сижу значит на шторминге (сетевое агентство), а креативный в середине дебатов достает Proguide и буквально кричит, показывая твой модуль: Вот так, так надо работать! И дальше говорят, была ненормативная лексика. Это было агентство, в которое меня не приняли на работу из-за незнания на должном уровне английского. Было приятно, что мою работу поставили в пример.

Была работа, в 2005 году, для TS engenering. Создан и прописан фирменный стиль.
Просчитана мною методом математических расчётов модульная сетка логотипа. Так же сделано на одном дыхании.

Был момент в жизни, когда почти год я занималась созданием графики к компьютерным играм. Сложность в том, что я не играю в игры, нет такой страсти. Пришлось изучать персонажей, стилистику и сюжетную линию игр, чтобы клиент верил моим работам и узнавал своих любимых героев.

Что это за произведение?
-Этот логотип – экспрессия хронометраж – 10 секунд. Музыкальное образование дает плоды. Оркестр так и не собрал клиент, но логотип теперь украшает раздел с логотипами в моем портфолио. Сделано кисточкой.

Симфония в голове. Это смешение звуков, нот. Хотелось создать что-то по-настоящему живое, яркое, наполненное экспрессией. Нужен был взрыв и он получился.

Очень много работ, очень много техник. Мне не нравиться стоять на месте. Работать в рамках одного стиля. Нужно быть гибче и выше некоторых мнимых удобств. Иногда даже не успеваешь закидывать работы в портфолио. Делаешь и «бросаешь добро в воду». Есть какие-то проекты, проекты интересные, но их надо собирать, это касается чаще всего иллюстраций. Удачные техники должны собираться в некие серии работ.
Делала иллюстрации для журнала VoxPopuli.

Была пора в творчестве и работе, когда мне хотелось изобразить в векторе все.
В 2014 году я проиллюстрировала 2 книги на казахском языке перевод «Евгения Онегина» А.С Пушкина. И второй том это «Омар Хайям» его знаменитые иллюстрации. Около 30, в общем, иллюстраций. Очень приятно, когда проекты выходят в жизнь. Сейчас в планах поработать с немецким издательством, также иллюстрации.

Твое недавнее место работы?
- Компания «Немецкий двор», но все ее знают как «Беккер и К»
Многое сделано для этой компании, все материалы к празднику пива 2014-2015 года, серия новых упаковок для линии «кухня мира», баннер на здании на ул. Сатпаева-Розыбакиева. 3 года я работала на компанию «Беккер и К», было создано также масса интересных работ. Например, все материалы в течение 2 лет для праздника пива, 2014-2015 гг.

Проект 2014 года. Особенность проекта, что музыканты группы London Beat были отрисованы с фотографий, ушло 2-3 дня рабочих - 99 слоев. Но проект себя оправдал. Музыканты по приезду в Алматы, были приятно удивлены и очень обрадовались такому арт-подходу к их персонам.

Интересный опыт, когда я придумываю логотип на колбасу «Деловая колбаса» и он получает патент на использование. Были споры с юридическим отделом, насчет единой буквы «А» в 2 словах. Но в итоге я добилась своего, и получилось прекрасное написание логотипа. Это я называю «проект вышел в жизнь – официально».

В «Беккере» как работалось, есть ли разница работы внутри компании или на агентство? Чувствовала себя «белой вороной»?
- Расскажу случай. Делаю я, значит, «своих музыкантов» из LB. И тут коллега-дизайнер мне говорит. «На кой те этот геморрой? Фотку с интернета поставь и пойдет». Я ей «Не можем мы поставить фотку из интернета, например 1000 пикселей на формат торца здания 8х8 м. Какая «фотка» - это выдержит». Было 2 недели до самого фестиваля пива. Никто фотку шикарного качества скидывать не собирался, потому что менеджеры музыкантов были заняты перелетом звезд и размещением их в Алматы. Поэтому надо рисовать, фотографировать, поменьше клипартов – даже если что-то берем надо переделывать это по максимуму.

Сталкивалась ли ты с использованием своих работ в портфолио других дизайнеров?
- Да, есть такие люди. Я вышлю им ссылочку на интервью…
Был такой момент в жизни, когда мне надо было помочь по работе и сделать за ночь сделать 40 постеров к фильмам.

Ого… Где ты работала?
- В журнале «О кино». Я как раз за неделю до этого объяснила где-то за час как работать в Photoshop своему мужу, почти получилось переделать его на одну ночь в дизайнера. И как в «Алисе в стране чудес» - мы оба в хорошем смысле в эту ночь сошли с ума. Видимо я, очень хорошо объяснила принципы работы программы. Прихожу с работы и говорю ему в 11 ночи. «У нас проблема - к 7-ми утра сделать 40 постеров вдвоем с тобой. Говорит – ну давай! В семь утра встаем. Я сделала 20 постеров с 10–летним стажем и он 20 со знанием 2 уроков, которые я объяснила. В чем мораль?

Тем, кто не знает, что делать сложно, делать легко.

- Да. Вот есть какие-то барьеры видимо. Когда не знаешь или думаешь, что не сможешь, надо очень сильно отвлечься видимо и потом снова вернуться к этой теме. Каждый сам решает, как он сможет себя отвлечь. Детям присуща еще черта, некая непосредственность в поведении и принятии решений, это помогает им понимать и создавать для себя и других уникальные моменты в жизни. В нашем деле тоже, наверное, нужно вспомнить, что это прикольно, и не париться, не бояться если что-то с первого раза не получается.

Как у тебя с «боязнью белого листа»?
- Еще с института мне нравилось рисовать на тонированной бумаге.

Хитро…
- Не то чтобы хитро, это началось у меня со знакомства с творчеством мастеров северного Возрождения, братьев Гольбейн.

Как то ты ловко именами людей искусства владеешь. Ты получается, изучала?
- Потому что я их всех люблю, смотрю фильмы, информацию в интернете. Просто есть такие имена, которые в хорошем смысле въедаются на всю жизнь. Гольбейны – вроде запомнить не просто, но у них очень интересные работы, со смыслом идут.

Какими сетевыми ресурсами ты пользуешься, чтобы выставлять свои работы?
- Надо сказать, что предварительно показать клиенту примеры своих работ на профессиональном сайте, наверное, уже закономерность. Сейчас в век мобильных технологий, клиент хочет получить информацию о вас, пока вы едите к нему на встречу и это не только резюме.

Freelance.ru - это первый ресурс, который я нашла в интернете, наверное уже 10 лет назад. Последнее время выкладываю в социальных сетях. Behance – очень понравился, потому что там, достаточно много талантливых людей. Я на нем сравнительно недавно. Почему то боялась туда выложить работы. Мне казалось, что там такие именитые иллюстраторы, монстры своего дела, заклюют, и т.д. Наконец решилась, выложила несколько работ. Получила дружелюбные, позитивные отзывы. Чувствуется высокая творческая ступень таких людей. Периодически стараюсь участвовать в российских конкурсах, наших тендерах.

Кем ты видишь себя в ближайшие 5-10 лет? Тебе нравится творчески расти или у тебя есть карьерные амбиции? Уехать работать в Италию например?
- Да, идея путешествовать не отпускает даже в условиях кризиса, потому что дизайнер должен наполняться эмоциями и энергией из различных источников. У меня очень широкий круг интересов, познаний. И поэтому и список стран, где я планирую побывать – не маленький. Могу лишь сказать, что в этом списке обязательными пунктами идет Прага, Мюнхен, Барселона, Рим, Флоренция.

Думаю, меня дизайнеры поддержат сейчас. Многие клиенты считают, что дизайнер, как человек творческий должен быть бессребреником и не думать о деньгах вообще. Я считаю, уникальные условия способствуют появлению уникального продукта дизайна, который и продавать будет и работать на имидж.

Я каждый день стремлюсь узнавать новые моменты по тем программам и направлениях, в которых работаю. Меня поражают люди, которые говорят о своих процессах работы в программах такой смелой и по сути абсурдной на каком-то уровне фразой «я знаю Photoshop» или «я знаю Illustrator». Всегда вспоминайте в таких случаях то множество специалистов, которые идут общим списком при загрузке любого продукта компании Adobe - знать такие программы, над которыми трудится «город из специалистов» - невозможно. Если дизайнер бьет себя в грудь и говорит, я все знаю – остается только отметить, что в этот момент в нем и погибает творец, искатель приключений в этом невероятном мире дизайна. Поиск-анализ-реализация – вот, пожалуй, три кита которые должны наполнять каждый день дизайнера любой области, по крайней мере, к этому надо нам всем стремиться.

Алина, спасибо тебе, за интересную встречу.
- Всегда, пожалуйста, Женя.

freelance.ru
linkedin.com
facebook.com
be.net
skype: alisa.soluyanova
e-mail: alisasolo собака gmail.com
mob. + 7 707 243 72 79

Loading

Предыдущая статьяBehance Portfolio Reviews Central Asia постфактум.
Следующая статьяИлья Давидович. О том, как снимать автомобили