Текст и фото: Игорь Бабкин

Мой фантом с звездою белой на распластанном крыле с рёвом набирает высоту

При вы­бо­ре но­во­го га­д­же­та, ну­жен он для ра­бо­ты или для при­ят­но­го вре­мяпре­про­вож­де­ния, все­гда охватывает трепет. Хочется са­мо­го луч­ше­го и осо­бен­но­го, но и что бы бюд­жет выдержал

К вы­бо­ру пер­во­го дро­на я по­до­шел с про­ве­рен­ной схе­мой: фо­ру­мы, YouTube-об­зо­ры, при­ме­ры съем­ки. И был огор­чен ми­ни­маль­ным объ­ё­мом ин­фор­ма­ции по фо­товоз­мож­но­стям дро­нов. Есть про­фес­сио­на­лы ми­ро­во­го уров­ня, сни­ма­ю­щие для National Geographic, с огром­ными ок­тако­пте­рами, способными под­нять в небо «зер­калку» и есть ребята из Ин­ста­грама с ку­чей фо­ток сде­лан­ных на «Фан­то­мы» всех мо­де­лей и конечно на DJI Mavic pro.

В Instagram я не видел раз­ни­цы в ка­че­стве фо­то меж­ду ка­ме­ра­ми до­ро­гих и де­ше­вых дро­нов. И поэтому со­ста­вил такие тре­бо­ва­ния к своему пер­во­му дро­ну: бюд­жет до 250 ты­сяч тен­ге, съем­ка ви­део в 4К, про­стое управ­ле­ние и мак­си­маль­но ум­ная си­сте­ма ав­то-воз­вра­та.

На­счет 4К. Неза­дол­го до это­го я ку­пил се­бе экшн-ка­ме­ру с воз­мож­но­стью сьем­ки в 2К и был весь­ма впе­чат­лен ка­че­ством ви­део при да­ун­с­эм­плин­ге в Full HD и поэтому, счи­тал что с 4К бу­дет еще кру­че.

По си­сте­ме ав­то-воз­вра­та, «Ютуб» пе­ре­пол­нен ро­ли­ка­ми с тер­пя­щи­ми кру­ше­ние дро­на­ми, по­нят­но, что по­чти все­гда это ошиб­ка пи­ло­та, но хо­чет­ся что бы дрон был немно­го ум­нее ме­ня.

Ком­мен­ти­ро­вать бюд­жет на­вер­ное из­лишне, но ска­жем де­шев­ле 200 ты­сяч, на тот мо­мент,  да­же  сре­ди б/у не бы­ло нор­маль­ных пред­ло­же­ний. Хо­те­лось «Ма­вик», но он вы­хо­дил за бюд­жет, Phantom 4 – так же до­рог и вы­гля­дел ме­нее при­вле­ка­тель­но «ма­ви­ка». Оста­ва­лись ва­ри­а­ции DJI Phantom 3, но под мои тре­бо­ва­ния по­па­да­ла толь­ко мо­дель PRO, я стал ждать ин­те­рес­ные пред­ло­же­ния на olx, а по­том у DJI вы­шла но­вая мо­дель – Phantom 3SE.

Он удо­вле­тво­рял всем мо­им тре­бо­ва­ни­ям, а це­на бы­ла как празд­ник – 180 ты­сяч тен­ге. Сму­ща­ло толь­ко то, что он из­на­чаль­но был вы­пу­щен для ки­тай­ско­го рын­ка, не бы­ло внят­ных об­зо­ров и те­стов на по­нят­ных мне язы­ках, но с дру­гой сто­ро­ны, так бы­ло даже ин­те­рес­нее. Рас­па­ко­вы­вая ко­роб­ку я был счаст­лив. 

Сборка нового дрона, обязательная регистрация на сайте DJI, обновление прошивки, на все это уходит минимум час. Кстати, если при выходе новой прошивки вы откажетесь обновляться – софт сразу ограничит дальность полета до 30 метров (когда это произошло со мной в Таиланде, было очень неожиданно и не вовремя). 

Благодаря форумам и Интернету я был готов к проблемам, которые появятся в первом полете. Взлетал поздно вечером во дворе, просто поднялся вертикально на максимально разрешенные прошивкой 500 метров. Хотелось убедиться в исправной работе всех систем и в случае чего быть уверенным, что дрон плюхнется рядом. На третей минуте полета «вылетело» приложение на смартфоне, в дальнейшем это повторялось раз в две минуты, вплоть до выхода обновления прошивки (прошло через три месяца), а на перезапуск программы уходит секунд 30. О, как долго они тянутся и как страшно представлять, как он сейчас где-то там висит один. 

Но это все мелочи, вид на вечерний город был прекрасен и я сделал первые снимки.

Летные качества в… процентах 

Дрон реально быстро летает, но при этом «жрет» батарейку. Например, на то, что бы подняться на пятьсот метров, полетать минуты-четыре и спуститься, нужно закладывать минимум 60 % заряда. На то, что бы пролететь полтора километра, нужно примерно 3 минуты и 40 % заряда только на дорогу туда и обратно. Учитывайте что примерно 20 % заряда у вас просто нет, потому что, 10 % из них могут уйти на простейший маневр, а оставшиеся 10 – превратят дрон в кирпич, который просто пойдет на посадку. Оптимальная настройка автовозврата – 30 % заряда.

В идеальных условиях, проблем с сигналом не будет, вплоть до одного километра, потом начинаются замирания картинки. При дальних полетах, потеря сигнала возможна сразу после разворота для возвращения домой, так как одна из антенн находится в задней стойке дрона. 

Камера 

Видеоролики в Интернете детально описывают оптимальные настройки камеры и в целом картинка выходит отличная. Я ни разу не снимал в 4К, в основном в 2,7К. При «даунсемпленге» до Full HD детализация супер. Часто во время движения или наоборот, при зависании над точкой, появляется эффект легкого мерцания изображения – это солнечные лучи проходят сквозь лопасти и попадают в камеру, думаю эффект устранится установкой бленды. 

По фотовозможностям все намного сложнее. Да, есть формат RAW, но динамический диапазон на уровне цифровых зеркалок первого поколения. В сочетании с режимом HDR получается неплохая картинка, но в нем камера делает тройную экспозицию. Движущиеся объекты в кадре будут троится и в целом резкость падает из-за микро-смещений дрона.

У камеры свой «взгляд» на цвет и контраст. Привыкшим к цветовым профилям профессиональной техники, придется потрудиться с цветокоррекцией. Весьма понравились режимы ручной съемки при длинной выдержке. При этом, желательно, что бы не было ветра, да дрон сам немного плавает над точкой съемки, но в одном из трех случаев удается получить резкие фото даже при выдержках в 2–3 секунды. 

Полгода спустя 

Счастье от первых полетов, рекордов по дальности и высоте, сменяется заботой по поиску интересных мест съемки, изучением топографических карт, поиском мест для взлета. Аппарат любительский, поэтому старайтесь быть осторожнее с заказами на съемку – не факт, что в новом месте, он не откажется взлетать из-за помех или неожиданно вышедшей новой прошивки ))).

По видео – все отлично, по фото – делайте больше дублей, планируйте полет, предстоит много фотошопа. 

Дрон и голуби

Однажды на дрон напала стая голубей. Я вел фото-, видеосъемку таун-хауса в предгорьях, для знакомого архитектора. Было солнечное утро, чистое небо. Когда дрон поднялся на 20 метров, чтобы сделать кадр, я увидел еще издалека, как на крутой вираж заходит стая из десятка голубей и поворачивают в сторону дрона. Они явно восприняли его как угрозу и собирались устранить. Примерно за секунду до контакта, когда до голубей было метров десять, я включил максимальный газ, дрон с ревом рванул вверх – голуби испугались и разлетелись в рассыпную. Пара особенно шустрых еле уклонилась от винтов.  Обошлось. 

Точка невозврата

Когда я впервые летал в горах, в Бутаковском ущелье, было холодно, около нуля. Не сразу понял, насколько быстро дрон удаляется на огромное расстояние. Это в городе можно по улицам и домам оценивать масштаб, а тут глазом не успеешь моргнуть, как видишь, что лесок, который казался совсем рядом, ты снимаешь улетев на километр. Когда начались потери сигнала я решил возвращаться. Вернулся, высота метров 200, батарея показывает 50 %, обычно это означает, что примерно 5 минут спокойного полета у меня есть, я подлетел к симпатичной березовой роще на соседней горе и у меня «вылетело» приложение. Загружаюсь – 35 %, карта еще не подгрузилась и не понятно в какой стороне точка старта, начинаю разворачивать дрон и искать по камере дорогу возле которой взлетал, выскакивает ошибка о слабом сигнале и авто-возврате в точку старта. Ок, это наверное хорошо? Я уже вижу, как он летит, над чьими-то крутыми особняками, на высоте метров 100, но когда через 30 секунд связь восстанавливается система показывает, что осталось 10 % и началась аварийная посадку. Я срочно делаю отмену и в ручном режиме, установив зрительный контакт, веду его к себе и приземляю.

В общем о чем я…, в горах очень трудно оценить масштаб, тут сложный рельеф и нужно это учитывать, когда задаете авто-возврат. Запомните и отработайте, как с пульта включать авто-возврат дрона (а эта важнейшая функция вызывается не просто), что бы в сложных ситуациях не ждать перезапуска приложения или отвисания смартфона. 

И на камнях растут деревья

Во время последнего отпуска в Таиланде, мы жили в бунгало, прямо у пляжа. Летаешь себе над морем сидя на ступеньках… Мне очень хотелось поснимать на видео, как в шторм, волны разбиваются о скалы на краю бухты.

Во время пробного полета я запустил дрон на небольшую высоту и сделал несколько снимков, что бы осмотреться, ничего не предвещало приключений. И вот на следующий день я подлетаю к скалам, высота метров 20, камера строго вниз, начинаю снимать плавный пролет вдоль скал, волны эффектно разбиваются об огромные камни. И вдруг в кадре с краю появляется ветка. ВЕТКА, КАРЛ!!! Я отпустил пульт, отдышался и не меняя высоты плавно «ушел» в сторону моря. Мораль – при съемке на малой высоте всегда нужно видеть дрон и оценивать расстояния до деревьев, проводов и т.п. На этот раз мне повезло.