Текст: Эйдар Алиев

Каждый дизайнер, сталкивался с подготовкой файлов для печати. Мы поговорим о том, что нужно проверить перед отправкой файлов в офсетную типографию. В каком формате, с каким цветовым профилем, припусками, цветовой моделью и т.д. нужно отдавать файл.

Это не удивительно, ведь формат файлов может быть… разным(!) для каждой типографии. Ее сотрудники должны предоставить вам информацию о требованиях к файлам, но не всегда встречаются такие «правильные» типографии. Поэтому…

10Форматы файлов пригодные для типографии

Самый универсальный и удобный формат – это PDF. Его нужно сгенерировать как PDF высокого качества, для большинства типографий, это стандарт PDF/x-1a.

В этот формат можно сохранять или экспортировать из всех программ для верстки (InDesign, Illustrator, Corel DRAW… и даже из Word).
Второй по популярности… (а может и первый) – формат CDR (из Corel DRAW). Программа Corel DRAW очень популярна у дизайнеров за понятный интерфейс и работу с макетами огромных форматов. Однако, когда дело касается подготовки к печати, Corel уступает в удобстве Adobe Illustrator. В CDR передают файлы с небольшим количеством страниц: флаеры, листовки, обложки книг, пакеты и т.д. Однако, частенько дизайнеры верстают в Corel и небольшие брошюры. В результате, файл CDR выходит громоздким, и работать с ним то еще удовольствие. Поэтому предпочтительнее экспортировать/сохранять в PDF из Corel и Illustrator.
Бывает и наоборот, типография не может принять ваш файл в PDF. Стоит насторожиться, это говорит о низкой квалификации оператора или недостаточной оснащенности программами (для спуска полос в частности) отдела допечатной подготовки.

9Разрешение растровых изображений

Рекомендуемое разрешение для растровых изображений – 300 dpi. Но одноцветных полутоновых изображений будет лучше 600 dpi, а для bitmap (штриховых одноцветных или ч/б) – 1200 dpi.

Помните о том, что при масштабировании импортированных изображений, меняется и их эффективное разрешение. В результате могут получиться изображения слишком большого или недостаточного разрешения. Уменьшать картинку еще допустимо, а вот увеличивать – сильно потерять в качестве. О конечном размере изображения нужно позаботиться заранее и выбирать максимально возможный из предложенных.

8Цветовое пространство

Ваш выбор – CMYK, Grayscale или Duotone (с особой осторожностью).

Если вы оставили изображение в RGB, то в лучшем случае оно выйдет блеклым.

7Профиль цветоделения в CMYK

Профиль цветоделения должна сообщить типография.

Если этого не случилось, советуем для мелованной бумаги профиль US Web Coated SWOP, и US Web Uncoated – для немелованной бумаги.

6Суммарное покрытие красок

Total Ink не должен превышать 340%

Суммарным покрытием называется максимальное количество краски в изображении в самом темном месте. Посмотреть это можно в InDesign или в Acrobat Pro. Выберите «Окно» > «Вывод» > «Цветоделение». В раскрывающемся меню «Просмотр» выберите «Суммарное покрытие». Введите максимальное значение для покрытия краской в поле рядом с меню «Просмотр». Для различных типов бумаги это значение разное. Для немелованной (uncoated) бумаги максимально допустимое значение равно 280 %. Для мелованной (coated) – 340%. Если значение будет больше, то велика вероятность «перетискивания», когда краска не успевает впитаться в бумагу и замарывает оборот следующего листа. Таким образом иногда весь тираж попадает в брак.

5Припуски под обрез (Bleeds)

Оптимальное значение припусков – 3 мм по периметру (припуск в корешок делать не надо), реже – до 5 мм.

 

Не забывайте, что элементы страницы должны отстоять от линии реза на 3–5 мм. В случае многостраничных документов, сшиваемых на скобы, это значение должно быть больше , из-за эффекта сползания. Так как компенсировать сползание не всегда представляется возможным из-за особенностей дизайна. Стоит также сделать компенсацию на изображения которое идут на разворот и важной частью попадают в клеевой корешок. Величину компенсации (раздвижку) нужно уточнить в типографии (как правило от 10 до 14 мм).

4Наложение красок (Overprint).

Нельзя назначать наложение красок белому тексту на темном фоне.

Наложение красок (Overprint), необходимо применять обосновано. Если назначать наложение красок белому тексту на темном фоне, он просто исчезнет. А если применить к цветному тексту, то он будет еле заметен или вообще не виден. Наложение красок целесообразно применять к тексту окрашенному в металлизированные краски (например «бронза» Pantone 871C).

3Штампы, лаки, Panton и тиснение

Штампы, лаки и тиснение можно поместить в публикации или сделать отдельным файлом.

Важно чтобы позиционирование штампа или пятой краски было верным. Если такой объект сохранен в публикации, то необходимо назначить ему плашечный цвет (Spot color) и обязательно включить в атрибутах «наложение заливки и обводки». Если предполагается печать более чем в четыре краски, то свойства наложения желательно предварительно согласовать с типографией.

2Корректура текста

Все правки по тексту необходимо сделать на этапе верстки.

При передаче файлов в PDF последующая корректура текста непосредственно в типографии может быть проблематична (отсутствие шрифтов, переведенный в кривые или растрированный текст). К тому же далеко не все типографии предоставляют распечатки спусков полос для проверки перед изготовлением печатных форм.
Если передаете публикацию не в PDF формате, необходимо перевести шрифты в кривые или приложить файлы шрифтов. И не жалейте денег на услуги корректора.

1Треппинг

Применяется когда в публикации есть текст на составном черном фоне.

Глубокий черный фон состоит не только собственно из черного цвета, но также и остальных трех цветов из CMYK. Делается это для того, чтобы получить более насыщенный черный. Однако мелкий белый текст на таком фоне может стать нечетким из-за несовмещения красок. Для этого и применяют треппинг. Такой вид треппинга еще называют spread. Необходимость треппинга возникает в местах соприкосновения различно окрашенных объектов вёрстки.